Язык неочевидного, Учения о знаках в схоластике XVII века, Вдовина Г.В., 2009.
Учение о знаках, соответствующее позднейшей семиотике, составляет одну из новых областей схоластической философии XVII в. — почти не изученного явления в истории европейской мысли. Схоласты XVII в. исследуют понятие знака, его сущность, типологию знаков, природу и характер знаковой репрезентации, особенности функционирования знаков в различных областях познания и практической жизни. Среди наиболее оригинальных достижений семиотики этого периода — теория «морального бытия», исследование в семиотической перспективе понятия истины, концепция речевых актов, интенциональной причинности и т. д. Эта книга представляет собой попытку целостной реконструкции и анализа семиотического дискурса XVII в. Ее итогом становится тот вывод, что расхожие представления о схоластике века Декарта абсолютно не соответствуют действительности. Это зрелая и живая философия, и разработанные в ней учения о знаках убедительно подтверждают это.
Прежние классификации.
Помимо утвержденного св. Августином базового членения знаков на естественные и «данные», Средневековье знало иные классификации. Одни из них предлагались ad hoc, другие имели довольно долгую традицию употребления, но ни одна из них, в отличие от первого и основного членения, не стала общепринятой и, за малыми исключениями, не дожила до курсов XVII в.
Эти предшествующие классификации суммарно представлены в «Коимбрском курсе». Самым популярным и распространенным среди философов прошлого его автор называет распределение знаков на напоминательные, указательные и прогностические. Это знаки, заключающие в себе коннотацию времени. Напоминательными здесь (совсем в другом смысле, нежели у Оккама!) называются знаки, указывающие на некоторое событие в прошлом (радуга как знак обетования Божьего); указательными — знаки, указывающие на нечто в настоящем (дым — знак сейчас горящего огня), прогностическими — знаки, указывающие на нечто в будущем (цвет закатного солнца). В другой классификации, принятой у Дунса Скота, знаки разделяются на доктринальные и недоктринальные. К недоктринальным знакам относятся те, которые не используются для изложения и передачи учений: такие, как дым, статуя Цезаря и т. п.; к доктринальным — те, которые употребляются для этой цели, а именно, знаки трех родов: понятия, устные слова и письменные слова. Следующая классификация принадлежит Фоме Аквинскому. Св. Фома разделяет знаки на практические и созерцательные. Практические (также именуемые у Фомы efficacia, действенными) — те, что не только обозначают, но и создают вещь (напр., таинства, означающие, но и созидающие благодать в душе); созерцательные — только обозначающие (дым по отношению к огню).
Купить .
Купить .
Теги: учебник по языкознанию :: языкознание :: Вдовина
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Ремесло технического переводчика, Климзо Б.И., 2006
- Введение в теорию и практику устного последовательного перевода, Аликина Е.В., 2010
- Дидактика перевода, Базылев В.Н., 2016
- Введение в переводоведение, Алексеева И.С., 2004
- Перевод и коммуникативная ситуация, монография, Сдобников В.В., 2015
- Современные направления в методике обучения иностранным языкам, Пассов Е.И., Кузнецова Е.С., 2002
- Курс венгерского языка, Энико Сий, 1981
- Вас невозможно научить иностранному языку, Замяткин Н.Ф.