Теории современного искусства, Марков А., 2021.
Судить об искусстве просто, а понимать его — еще проще. Этот сборник лекций — путеводитель по хитросплетениям философских оптик и многочисленных способов деконструкции мира искусства — мира, где переплетаются чистая эстетика и революционный манифест. О том, по каким законам существует искусство, где находятся рамки, его ограничивающие, и как давно оно стало таким, какое оно есть, рассказывает профессор Российского государственного гуманитарного университета, доцент, доктор филологических наук Александр Марков.

ТЕОРЕТИКИ ЖУРНАЛА «OCTOBER».
Журнал «October» был создан Розалиндой Краусе в 1976 году и назван был, понятно, в честь Октябрьской революции в России, фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь». Уже в названии заключалась программа журнала — внимание к левому авангарду, критика идеологий, обоснование современного искусства как социально и политически значимого. Программу журнала можно обозначить также как материалистическую: многие работы Розалинды Краусе посвящены опровержению мифов модернизма о себе, желания модернизма увидеть в себе глашатая духовных начал и познания духовного средствами искусства («О духовном в искусстве» В. Кандинского).
Так, Краусс видит в сюрреализме, претендовавшем на прорыв за пределы материальной реальности в область фантазий и сновидений, вполне фотографический натурализм, который и конструирует такой прорыв за пределы. Весь этот прорыв открывает только возможность увидеть предмет во всей его материальной данности, просто вне привычных контекстов. Или в работе о «решетках» в искусстве Краусе говорит, что долгое время перспективные решетки, геометрическая гармоническая организация, считались признаком отказа от грубой материальности в пользу числовой гармонии, но это тоже мифологизация. На самом деле решетка показывает, говорит Краусе, что она может быть расположена только в отношении к вещам материального мира, она не может внушить нам равнодушие к вещам, даже если она полностью подчинена плоскости картины.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие.
Лекция 1 Что такое «теория», что такое «современное», что такое «искусство»?.
Лекция 2 Теоретики журнала «October».
Лекция 3 Французская деконструкция как теория искусства.
Лекция 4 Аналитическая философия искусства.
Лекция 5 Философия события, акторно-сетевая теория и теоэстетика.
Лекция 6 Спекулятивный реализм и другие новые онтологии.
Лекция 7 От темных онтологий к запутанным идентичностям.
Лекция 8 Как теории запустили современный художественный процесс.
Купить .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: искусство :: Марков :: эстетика
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Теория стилеобразования, Конспект лекций, Малин А.Г., 2016
- Архитектурная Одиссея, Сафарнама Насира Хусрава, Мамадназаров М., 2017
- Общая теория кино и основы анализа фильма, Агафонова Н.А., 2008
- Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом, Казакова Л.С., 2005