Психология искусства, Учение Аристотеля, Позднев М.М., 2010.
Предназначение искусства — предмет нескончаемых споров, начавшихся уже в античности. В первой части книги обозреваются мнения древнегреческих писателей о психологическом воздействии литературы, дан подробный разбор «Поэтики» Аристотеля; во второй части детально рассмотрена рецепция знаменитой формулы «очищения страстей» от Средневековья до новейшего времени. Обсуждая проблему катарсиса, автор основывается на тщательном изучении античной культуры, а также новоевропейской традиции антиковедения. Книга адресована учёному сообществу, всем тем, кто глубоко интересуется античным миром и вопросами поэтики.

Философия творчества.
Эстетическая реакция не обязательно связана с искусством: по эстетическому критерию искусство трудно развести с природой. Но у любого произведения искусства есть автор, личность которого накладывает отпечаток на его творения. И третий круг вопросов, которые ставит перед своими герменевтами ars per se spectata, касается происхождения и свойств художественного гения. При разности объектов исследования главная оппозиция в философии творчества та же, что и в эстетике: признавать или отвергать нечто, существующее за пределами творческого, как ранее эстетического, сознания. У философов, нашедших такое начало, две науки стали, по существу, очень близки. Эстетика, которую назвал «философией художественного творчества» Гегель и мог бы назвать Шопенгауэр, получает второе имя в пределах известной системы, где истинным творцом является одушевляющий двигательный принцип — «Geist», а у Шопенгауэра «Wille», особенно в музыке. С этим можно не соглашаться, заняв позиции антропоцентризма; тогда прекрасное не равно творцу и не определяется его произволом, но жёстко детерминировано законами психологии. Художественный талант как-то относится к личности и, видимо, имеет отличия от талантов иного рода; характер отношения, степень и содержание отличий также будут определяться по-разному у принимающих и отрицающих означенную зависимость. Выведенная Аристотелем формула таланта не так проста, как могло бы показаться нам, уже знакомым с его эстетическими приоритетами. Оценить проблему поможет беглый взгляд на традицию.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
От автора Введение.
Аристотель и философия искусства.
§ 1. Теория литературы.
§ 2. Эстетика «отображения».
§ 3. Философия творчества.
Часть первая Античная психология искусства: VIII-IV века до н. э.
Глава 1. Гомер и Гесиод.
Глава 2. Ранняя лирика и гимнография.
Глава 3. Дидактическая элегия. Феогнид.
Глава 4. Пиндар и Вакхилид.
Глава 5. Трагедия. Эсхил.
Глава 6. Софокл.
Глава 7. Еврипид.
Глава 8. Комедия. Аристофан.
Глава 9. Ранняя философия.
Глава 10. Горгий.
Глава 11. Платон.
Глава 12. Аристотель: обзор источников.
Часть вторая Рецепция формулы очищения.
Глава 1. Катарсис в сиро-арабском мире.
Глава 2. Гуманисты.
Глава 3. Парадигмы Нового Времени.
Глава 4. Девятнадцатью век.
Глава 5. Новейшая критика.
Заключение.
Чистые эмоции в театре древних Афин.
Приложение.
Субстанции очищения: каварои; в близком контексте.
1. Медицина и физиология.
2. Быт, техника, естествознание.
3. Религия.
4. Философия.
Библиография.
1. Аристотель и античная психология искусства (Введение. Часть первая).
2. Катарсис и рецепция «Поэтики» (Часть вторая. Заключение).
Указатели.
1. Antiqui.
2. Recentiores.
3. Теории катарсиса.
Купить .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: искусство :: Позднев
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом, Казакова Л.С., 2005
- Банда Рафаэля, Ипполитов Л., 2018
- Фольклорные традиции народов Севера, Проблемы и перспективы развития, Чернышова С.Л., 2023
- Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова, Сарабьян Э.