Пособие предлагает учителям-предметникам по-новому подойти к подготовке и проведению своих очередных уроков.
Авторы дают рекомендации, которые на уроке помогут школьникам увлечься любой учебной темой, открывая им чарующую даль возможного понимания. А самим учителям — лишний раз почувствовать себя талантливыми, нужными и успешными, вопреки тем повседневным трудностям, которые сопровождают их профессиональную деятельность.
Понимание во множественном числе.
А теперь несколько слов об отличии популярной среди учителей учебной театрализации от наших социо/игро-вых приёмов, заданий и технологий. Сейчас в некоторых школах модно разыгрывать на уроках, например, физики, сюжеты на тему, скажем, Древней Греции. И немало учителей уверены, что ото и есть театральный подход, что ото и есть режиссура урока. Но, нет!
Допустим, учитель придумал диалог с Архимедом -кто будет играть Архимеда? Если учитель, то он будет главным (опять! ну сколько можно!). А вот, например, при озвучивании на ботанике темы «Опыление ветром» никто не главенствует — всё получается на ходу, здесь и сейчас (даже тему предлагают сами дети, листая свой учебник)! И тогда участникам открываются понимания (множественное число здесь принципиально). Именно в этом и дело, а не в том, чтобы в диалоге проиллюстрировать те или иные законы.
Некоторые учителя считают, что ученики любят наряжаться в греческие костюмы и репетировать. Сточки зрения социо/игровой педагогики этот вариант наименее перспективен: ведь ученик будет говорить не человеческим голосом, а самым дурным, актёрским, театрально-заштампованным (более способный — чуть лучше, менее способный — чуть хуже).
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел первый И ЧТОБ НЕСКУЧНЫМ ТРУД УЧЕНЬЯ БЫЛ.
1. О СОЦИО/ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ.
Речь живая или заученная? (10). О Биссектрисе премудрой: зачем она нужна? (12).
Понимание во множественном числе (14).
Путь к разочарованию или творчеству? (15).
2. О РЕЖИССУРЕ ЗАМЫСЛА УРОКА.
Стройность дидактических построений (18). Деловая атмосфера урока (19).
Чего же учителю следует опасаться? (20).
3. О РЕЖИССУРЕ ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.
Здесь, сегодня и сейчас (23). Приветливое любопытство
или назидательная нравоучительность? (24). Пробуждать вкус к жизни (26).
Вопрошающая доброжелательность (28).
Сдержанность как показатель профессионализма (29).
4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ: от социо/игрового стиля обучения к драмо/герменевтике.
Раздел второй ПОД УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМ СТЕКЛОМ СОЦИО/ИГРОВОЙ РЕЖИССУРЫ.
1. «ВИДИМО-НЕВИДИМО».
1.1. Исходный вариант дидактического задания.
1.2. На геометрии в 8 классе.
Как угодно, лишь бы не в столбик (44). Добровольно спохватиться (45).
Нарастание информационности (45). Доверяй да проверяй (46).
Показатель подлинности (47). Мнимый беспорядок (48). Разбитое корыто (49).
На бис (50). Размалёванная тайна (51). Быстрое заучивание (53).
Смена караула (54). Варианты для повторения пройденного (55).
1.3. На химии, биологии, географии.
Урок химии в 9-м классе (56). Урок химии в 11 классе (59).
Урок биологии в 6 классе (60). Урок биологии в 8 классе (61).
Урок географии в 6 классе (62). Урок географии в 9 классе (62).
2. «ВОЗДУШНОЕ ПИСЬМО» ИЛИ «БУКВА ПО ВОЗДУХУ».
2.1. Исходный вариант дидактической игры «Буква по воздуху».
2.2. На математике в 5 классе.
Проверка домашнего задания (65). Способ задания примеров (66).
Проверка решений, выполненных в классе (66). Проверка усвоения (67).
Тренировка учебных навыков (67). Вариант: «Молчанка» (68).
2.3. На алгебре в 7 классе.
Тренировка учебных навыков (68). По эстафете (69).
2.4. На алгебре в 10 классе.
2.5. На биологии в 6 классе.
Знакомство с новым материалом (70). Воздушные загадки по эстафете (71).
Проверка домашнего задания (72).
2.6. На биологии в 9 классе.
Изучение нового материала (73). Для гиперактивных девятиклассников (75).
Проверка усвоения (77).
3. «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА».
3.1. Исходный вариант дидактического задания.
3.2. На физике в 7 классе.
«Волшебная палочка» БЕЗ ПОВТОРЕНИЙ (80). «Волшебная палочка» — ЗАКОНЧИ ФРАЗУ (82). «Волшебная палочка» с ВОПРОСОМ (82).
3.3. На географии в 6 классе.
«Волшебная палочка» БЕЗ ПОВТОРЕНИЙ (83). «Волшебная палочка» — ЗАКОНЧИ ФРАЗУ (84). «Волшебная палочка» — ПО КОМАНДАМ (85).
4. «СЛОВА НА ОДНУ БУКВУ».
4.1. Исходный вариант дидактического задания.
4.2. При изучении нового материала.
О временном регламенте и смене мизансцен (88).
Череда командных переходов (89).
4.3. На химии в 11 классе.
Толковая шпаргалка-подсказка (91).
Раздел третий МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.
1. «СОЧИНЕНИЕ ЗАДАНИЙ» ДЛЯ «ВЫКУПА ФАНТОВ».
1.1. Исходные варианты.
Хрестоматийный вариант «Выкупа фантов» (96).
Сочинение всем классом заданий для выкупов (97).
1.2. На уроках у старшеклассников.
Заманчивое предложение (98). Если согласен отдать (99).
Чего в жизни не бывает! (100). Назначение выкупа (100).
Цепкость и прозорливость (101). Любителям перестраховки (102).
1.3. На физике в 11 классе.
Держать ли учебники открытыми? (103). Всего-навсего-то посчитать! (104).
«Пусть неудачник плачет» (105). О дидактических перспективах игровых «блужданий» (107).
1.4. На геометрии в 8 классе.
Соединение «выкупа фанта» с изучаемым материалом (108).
Опять двадцать пять (108). Напоминание о временных рамках (109).
2. ТВОРЧЕСКАЯ АПРОБАЦИЯ СКОНСТРУИРОВАННЫХ ДЕТАЛЕЙ.
2.1. Из рабочего дневника аспирантки Н. Жеребиловой.
Как открывается текст, или Чудесная «змейка» (111).
Об ученическом «спотыкании» на удивительностях (112).
2.2. Из рабочего дневника Л.П. Скирневской, учительницы русского языка и литературы.
Сбор фантов у шестиклассников (113). О выкупах, не связанных с изучаемой темой (114). Включение в эксперимент десятиклассников (115).
По-честному отыграть успели не всё (115).
Раздел четвёртый АЗБУЧНЫЕ ИСТИНЫ В УЧИТЕЛЬСКИХ ПИСЬМАХ И ОТВЕТНЫХ КОММЕНТАРИЯХ.
1. ДЛЯ МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА НЕТ ЗАХОЛУСТЬЯ.
Только не скука! (119). К доске с завязанными глазами (120).
Проверяй, но доверяй (121). Школа взросления (123).
2. ТРИ «СЛЕПЫХ КАПИТАНА».
К доске по эстафете (125). Только чур, не подглядывать! (126).
3. ПРОВЕРКА ПРОВЕРКЕ РОЗНЬ,
ИЛИ КУДА УПЛЫЛ ХОЗЯИН ОТСУТСТВУЮЩИХ ГЛАЗ?.
Задачка на удивление (127). Что самолётики принесли на крыльях? (128).
Как проверить решение задачки? (129). Представим себя учеником (130).
Музыкальный марафон (132). Тут уж не до пустых глаз (132).
Бег туда и обратно (133). Моцарт на уроке арифметики (134).
О мастерстве задавать вопросы (135).
4. О РЕЖИССУРЕ УРОКА, ВОСПИТАТЕЛЬНОМ МОМЕНТЕ И ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.
«Было много споров!» (137). Комментарий 1: О минусах, которые не страшны (139). Комментарий 2: О часах (139).
Комментарий 3: О сдержанности (139).
Комментарий 4: О справедливости (140).
Комментарий 5: Об элегантности (140).
Комментарий 6: О домашнем задании (142).
Комментарий 7: Как же всё-таки дело было? (143).
Постскриптум 1: Об отличниках и двоечниках в работе по группам.
Что кому видно (146). С последней парты (146). Новая роль (147).
Приятными сторонами (148).
Постскриптум 2: ОБ УРОЧНОМ ВРЕМЕНИ.
Круговерть с часами (149). Преимущества секундомера (150).
Наручные часы (151). Чтоб не пригорало (151). За что боролись… (153).
В защиту звонков (153).
5. ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И ЯВЛЕНИЯ, найденные восьмиклассниками в ходе самостоятельной mini-экспедиции «НА ЦЫПОЧКАХ» по школьным коридорам во время урока.
Раздел пятый ХРЕСТОМАТИЙНЫЕ ЗАГОТОВКИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
1. СОЦИО/ИГРОВЫЕ ЗАГОТОВКИ ДЛЯ «ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕЛУ».
1.1. Выбор водящего (дидактическая жеребьёвка).
Метка (170). Мериться на палке (кататься) (170). Считалочки (171).
1.2. Объединение в малые группы (деление на команды).
Разрезанная открытка (172). Колечки (173).
1.3. Детские считалочки (примеры текстов и способов расчёта).
Способ расчета «на кулáчках» (175). О расчётах «с выбором» (176).
Эстафета считалок (177).
1.4. Слепой капитан.
1.5. Ожившие модели.
1.6. Слухачи.
1.7. Найди букву.
2. СОЦИО/ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ «ДЕЛОВЫХ ЗАРЯДОК-РАЗМИНОК».
2.1. Руки-ноги.
2.2. Эхо.
2.3. Встать «по пальцам».
2.4. Разведчики (связаться глазами с партнёром).
3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ «ТВОРЧЕСКОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ» ШКОЛЬНИКОВ.
3.1. Отгадай термин (предложение).
3.2. Озвучивание иллюстрации и шумы-загадки.
3.3. Костюм-превращение.
Приложения.
О ТАБЛИЦЕ-БАБОЧКЕ социо/игрового стиля обучения и драмо/герменевтической повседневности.
1. НАГЛЯДНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОДСКАЗОК, АДРЕСОВАННЫХ ИНТУИЦИИ УЧИТЕЛЯ.
Плавные контуры летающей симпатяги (200).
О вертикальной и горизонтальной маркировке (201).
2. ТРИ СОЦИО/ИГРОВЫХ ПОСТУЛАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.
Не учить! (202). Гнаться за 133 зайцами! (204). Не бояться быть идиотом (206).
3. О ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ПОНИМАНИЮ.
От «неравнодушного непонимания» к индивидуальному толкованию (208).
Завидная солидность слона или воздушная лёгкость бабочки? (209).
Учительская дилемма: держать ли руку на пульсе или лучше свой нос не совать? (210).
О личностных перспективах ученической деятельности (212).
Как же понять, довольны они или нет? (213).
4. ГРУППОВАЯ КОММУНИКАТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Уникальный потенциал случайных по составу малых групп (214).
Когда ученическая «разношерстность» идёт всем на пользу (216).
5. ПРОЦЕДУРНАЯ ДРАМАТУРГИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ «ЦЕПОЧКИ ПОНИМАНИЯ».
Эффективная объёмность табличных сопряжений (219).
Оглашенное удивление (219). Подсказки от Тютчева (221).
О смене мизансцен на уроке (223).
6. ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ.
Проверка учениками прочности своих собственных пониманий (224).
Профилактика своеволия при организации ученических походов за толковым пониманием (226).
О ситуации сравнения командами своих замыслов, пониманий, воплощений (228).
7. О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОДОПЛЁКАХ ТАБЛИЧНЫХ ПОСТРОЕНИЙ.
Индивидуальность траекторий «образовательного путешествия» (230).
Работа малых групп как альтернатива фронтальным формам обучения (231).
Демьянова уха учительского технократизма (233). Заветная дверца за нарисованным очагом в каморке папы Карло (234).
8. СОБЛЮДЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА.
Психологический контекст процедур обучения (236).
О профессиональной грамотности учителя (238). От примитивности детских побуждений к ученической осознанности (240).
ОБ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКАХ ИНТЕРАКТИВНОСТИ в современных образовательных технологиях.
Об итоговой рефлексии игровых новоделов (244).
Об ориентирах для конструирования образовательной интерактивности (245).
Стоит ли различать активные и интерактивные технологии обучения (247).
О значении грамотного сопряжения (247).
Как убрать заорганизованность и зачем нужна непредсказуемость (248).
«С птичьего полёта» успокоительного абстрагирования (250).
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Нескучные уроки, Букатов В.М., Ершова А.П., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по педагогике :: педагогика :: Букатов :: Ершова
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Поликультурная компетентность будущего учителя, Вяликова Г.С., Максимова Л.И., Плужникова Ю.А., 2014
- Игровая педагогика, Таблица развития, подбор и описание игр, Захарова И.Ю., Моржина Е.В., 2018
- Современные технологии проведения урока и начальной школе с учетом требований ФГОС, методическое пособие, Демемева Н.Н., 2013
- Общие основы обучения, Краткий курс лекций, Черняева Т.Н.
Предыдущие статьи:
- Мастерство учителя на уроке, Книга для учителей и студентов, Брагина Г.В., 2001
- Методика обучения математике в детском саду, Щербакова Е.И., 1998
- Обучение письму детей с проблемами в развитии, Методическое руководство к прописям, Воронская Т.Ф., 2006
- Междисциплинарное обучение одаренных детей в начальной школе, методическое пособие к курсу междисциплинарного обучения по программе «Одарённый ребёнок», Шумакова Н.Б., 2017