Конфуцианское ученое сообщество составляло ядро интеллектуальной жизни Китая на протяжении двух тысячелетий и оставило обширнейшее письменное наследие. Во всём многообразии китайской классической литературы особое место занимают конфуцианские канонические книги. Канонический текст стал в конфуцианстве основной интеллектуальной базой, неотъемлемой частью официальной идеологии, любой формы самосовершенствования и мироустроительной (государственной) деятельности. Корпус из пяти наиболее древних и авторитетных текстов (У цзин 五經 «Пятиканоние») приобрел фундаментальное и неоспоримое значение в середине II в. до н.э. Требование изучать, комментировать, применять их на практике не теряло своей актуальности вплоть до самого порога XX в.

Конфуцианская практика толкования канонических текстов.
В современном китайском языке отсутствует естественный эквивалент термину «герменевтика», но под влиянием европейской науки для этого были приспособлены слова цзешисюэ 解釋學, чаньшисюэ 闡釋學, цюаньшисюэ 詮釋學, так или иначе обозначающие «науку об истолковании». Отсюда пошло устойчивое выражение «герменевтика конфуцианских канонических текстов» 儒家經典解釋學, что в западной синологии эквивалентно выражению Confucian hermeneutics.14 Вольфганг Кубин в этой связи справедливо отмечает обычную терминологическую небрежность современной синологии — о начале китайской «герменевтики» принято говорить, начиная чуть ли не с истории мысли эпохи Чжоу 周 (1027–256 гг. до н.э.)15, хотя в самом китайском языке даже не было слова, которое бы адекватно описывало это явление [Kubin, 2001, c. 311–315].
Действительно, ранние комментарии к ряду текстов появляются еще в чжоускую эпоху, и в философских сочинениях этого периода можно найти элементы их интерпретации, однако возникает вопрос: в какой степени процесс понимания и толкования текста был отрефлексирован чжаньгоскими мыслителями? Все это наводит на мысль, что в Китае осмысление указанных вопросов шло, как минимум, не синхронно с греко-европейской цивилизацией. Однако, за неимением лучших и более адекватных способов описания, западная наука продолжает использовать привычные термины.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
СПИСОК ТАБЛИЦ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОНФУЦИАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
1.1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФУЦИАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ.
1.1.1. Европейское искусство толкования классических текстов.
1.1.2. Конфуцианская практика толкования канонических текстов.
1.2. КАНОН И КОММЕНТАРИЙ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФУЦИАНСКОГО КОММЕНТАТОРСКОГО НАСЛЕДИЯ.
1.2.1. Дихотомия канон-комментарий в конфуцианстве.
1.2.2. Понятие традиции и ее передачи в контексте конфуцианской экзегетической мысли.
1.2.3. «Частное мнение» комментатора в конфуцианской экзегетике.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1.
ГЛАВА 2. ХАНЬСКОЕ КАНОНОВЕДЕНИЕ: СЛОЖЕНИЕ КОНФУЦИАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
2.1. ОБЗОР КОММЕНТАРИЕВ ЭПОХ ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ХАНЬ.
2.2. ТИПЫ КОНФУЦИАНСКОГО КОММЕНТАРИЯ В ЭПОХУ ХАНЬ, ИХ ГЕНЕЗИС И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
2.2.1. Традиционный комментарий-чжуань 傳.
2.2.2. Рассуждение-шо 說.
2.2.3. Заметки-цзи 記.
2.2.4. Чжан цзюй 章句vs сюнь гу 訓詁.
2.2.5. Комментарии чжу 注и цзянь 箋.
2.2.6. Разъяснение-цзе 解.
2.2.7. Тонкости-вэй 微.
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ПРИ ХАНЬ.
2.3.1 Комментарии-чжуань к Чуньцю и их интерпретации при Хань.
2.3.2. Ханьская интерпретация Песен как канона социальных норм.
2.3.3. Ханьские школы изучения Документов.
2.3.4. Попытки реставрации Ритуалов и основные тенденции в их интерпретации при Хань.
2.3.5. Ханьская экзегеза Перемен и распространение рассуждений-шо.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.
ГЛАВА 3. РАСПАД ХАНЬСКОЙ ОРТОДОКСИИ В ЭПОХУ ТРОЕЦАРСТВИЯ.
3.1. ОБЗОР КОММЕНТАТОРСКИХ СОЧИНЕНИЙ ЭПОХИ ТРОЕЦАРСТВИЯ.
3.2. НОВЫЕ ТИПЫ КОММЕНТАРИЯ.
3.2.1. Вопросы-вэнь 問.
3.2.2. Обсуждения/изыскания-лунь 論.
3.2.3. Предложения/дискуссии-и 議.
3.3. ЭКЗЕГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА, РАСПАД ОРТОДОКСИИ И НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3.
ГЛАВА 4. СИНКРЕТИЗМ И РАСКОЛ КОНФУЦИАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (III В. – НАЧ. VII В.).
4.1. ОБЗОР КОММЕНТАРИЕВ ЭПОХ ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЦЗИНЬ.
4.2. НОВЫЕ ТИПЫ КОММЕНТАРИЯ.
4.2.1. «Взвешенная оценка» пин 評.
4.2.2. Сводный комментарий цзи 集.
4.2.3. «Основное»-яо 要 и «краткое изложение»-люэ 略.
4.3. РЕДАКЦИЯ КАНОНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ПРИ ЦЗИНЬ.
4.4. ОБЗОР КОММЕНТАРИЕВ ЭПОХИ ЮЖНЫХ ДИНАСТИЙ.
4.4.1. Субкомментарий шу 疏.
4.5. ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: КОНФУЦИАНСКИЙ КОММЕНТАРИЙ МЕЖДУ УПАДКОМ И РЕСТАВРАЦИЕЙ.
4.6. ОБЗОР КОММЕНТАРИЕВ ЭПОХ СЕВЕРНЫХ ДИНАСТИЙ И СУЙ.
4.7. КОНФУЦИАНСКОЕ КАНОНОВЕДЕНИЕ ПРИ СЕВЕРНЫХ ДИНАСТИЯХ: МЕТОДЫ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
4.8. СУЙСКОЕ КАНОНОВЕДЕНИЕ: НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕВЕРНОЙ И ЮЖНОЙ ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ.
4.8.1. Кризис и закат северной экзегетической школы.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОНФУЦИАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ II В. ДО Н.Э. – НАЧ. VII В. Н.Э. И ТИПОЛОГИЯ КОНФУЦИАНСКОГО КОММЕНТАРИЯ.
ИТОГИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.
СПИСОК ТЕРМИНОВ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Список Таблиц Таблица 1. Комментарии эпохи Западная Хань.
Таблица 2. Комментарии эпохи Восточная Хань.
Таблица 3. Комментарии в царстве Вэй.
Таблица 4. Комментарии в царстве У.
Таблица 5. Комментарии в царстве Шу-Хань.
Таблица 6. Упоминания об изучении Цзо чжуань в СГЧ.
Таблица 7. Упоминания об изучении Гунъян чжуань в СГЧ.
Таблица 8. Упоминания об изучении Гулян чжуань в СГЧ.
Таблица 9. Комментарии эпох Западная и Восточная Цзинь.
Таблица 10. Комментарии эпохи Южных династий.
Таблица 11. Комментарии эпохи Северных династий.
Таблица 12. Комментарии эпохи Суй.
Таблица 13. Периодизация конфуцианской экзегетической мысли II в. до н.э. по нач. VII в. н.э.
Таблица 14. Типология конфуцианского комментария.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Конфуцианская экзегетика в древности и раннем средневековье историческая типология конфуцианского комментария, Бонч-Осмоловская О.А., 2020 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по истории :: история :: Бонч-Осмоловская
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Предыдущие статьи:
- Куда плавал Одиссей, О географических представлениях архаической эпохи, Подосинов А.В., 2015
- Мультидисциплинарные исследования в археологии, Гельман Е.И., Вострецов Ю.Е., 2014
- Московские праздные дни, Метафизический путеводитель по столице, Балдин А., 2021
- Драконы в мифологии Китая и Японии, Фиссер М.В., 2008