Вещество литературы, Карасев Л.В., 2001.
Книга посвящена «классическим» авторам русской литературы — от Пушкина до Платонова. Вместе с тем, это не только анализ конкретных сочинений, но и «теория», философская позиция, позволяющая увидеть хорошо известные вещи в ином, непривычном повороте. Это, своего рода, «незнакомая классика», поскольку героями ее сюжетов оказываются не только «персонажи» в привычном смысле слова, но и те элементы мира, с которыми они вступают в сложные отношения: вещества, формы, объемы, звуки, запахи, направления движения — все то, что составляет онтологическую основу «видимого» сюжета и исподволь оформляет его логику и конфигурацию.

ГОГОЛЬ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС.
Прочесть Гоголя с онтологическим настроем — значит попытаться увидеть, восстановить в тексте то, что составляет его бытийную основу, его исходный смысл. Сводить все только лишь к онтологии, разумеется, бессмысленно. Просто, выбрав определенную позицию, я отвлекаюсь от всего остального, не забывая при этом и о других возможных прочтениях.
То, что Толстой назвал «самым главным» для человека, Розанов отнес конкретно к Гоголю — жажду «земного бессмертия». Это своего рода предельный вариант вопроса, который живое существо задает себе и миру; вопроса, который я, собственно, и называю онтологическим. Здесь — центр, от которого во все стороны расходятся нити, приводящие в движение героев гоголевского театра или же, наоборот, заставляющие их застыть, оцепенеть, превратившись в «немые сцены» или «живые картины». Проявляя смыслы, присутствующие в гоголевских текстах, смыслы, живущие на пересечении текста и универсального контекста, мы нащупываем границы гоголевского «мира» — пространства, в котором автор осуществился для нас, вошел в нас, приняв участие в построении наших собственных персональных мифологий. Мир Гоголя втягивает читателя внутрь себя, а наше аналитическое вопрошание все более и более перерастает в сочувственное понимание и сопереживание.
Оглавление.
Предисловие.
Часть I.
Текст и энергия.
Часть II
Гоголь и онтологический вопрос.
О символах Достоевского.
Движение по склону (вещество и пустота в мире А. Платонова).
Толстой и мир.
Пьесы Чехова.
Масло на Патриарших.
Часть III.
Nervoso fasciculoso (о «внутреннем» содержании гоголевской прозы).
Чехов в футляре.
Мильон объятий (о романах Гончарова).
Вверх и вниз (Достоевский и Платонов).
Прикосновение у Пушкина.
Именной и предметный указатель.
Summary.
Купить .
Теги: учебник по литературе :: литература :: Карасев
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Уильям Шекспир в художественном мире И.С. Тургенева, Гамлет и Король Лир, Волков И.О., 2022
- Современные проблемы журналистской науки, Тулупов В.В., 2023
- Проделки хитрецов, Мифы, сказки, басни и анекдоты о прославленных хитрецах, мудрецах и шутниках мирового фольклора, Пермякова Г.Л., 1972
- Господин мой время Мой 20 век, Цветаева М.И., 2000