Обрядовая теория мифа, Рахманина А.Ю., 2003

Обрядовая теория мифа, Рахманина А.Ю., 2003.

   В сборник включены наиболее известные работы Д. Фонтенроуза, В. Бэскома, К. Клакхона и С. Хьюмана, посвященные критическому анализу обрядовой теории мифа — одной из самых популярных и неоднозначных концепций в истории гуманитарных наук XX в., влияние которой сказалось на развитии антропологии, фольклористики, истории религии, литературоведения, культурологии, истории философии и даже математики. Дискуссии вокруг основных идей создателей и сторонников обрядовой теории (Фрэзера, Робертсон-Смита, Харрисон, Корнфорда и др.) малоизвестны русскоязычному читателю, и данный сборник существенно восполняет эту серьезную лакуну. Переводы, представленные в книге, выполнены впервые.
Книга содержит богатый фактический материал и будет интересна не только специалистам в области религиоведения, этнографии и культурологии, но и всем интересующимся историей религиозных представлений.

Обрядовая теория мифа, Рахманина А.Ю., 2003


Эвгемеризм Рэглана.
Нам не составило бы труда привести гораздо больше примеров того, как реальные люди становились субъектами мифов и объектами культов или апотропических ритуалов. Однако такой успех, конечно же, не должен подвигнуть нас на поиски реальной личности, послужившей прототипом Зевса или Одина, или исторического события, ставшего сюжетной канвой для похода Тора в Йотунхейм. Иными словами, мы не можем согласиться ни с «эвгемеризмом», ни с «рэгланизмом» как удовлетворительными теориями происхождения представлений о божественности или мифов. Я сказал «эвгемеризм или рэгланизм», и сам Рэглан одобрил бы подобное разграничение, коль скоро он настаивает на том, что его обрядовая теория представляет собой крайнюю противоположность эвгемеризму. Но так ли это? Обращение к материалам о Бекете и Фоксе оправдывает необходимость дискуссии об эвгемеризме, поскольку данная тема породила множество недоразумений.

Рэглан и Хьюман уделили эвгемеризму достаточно много внимания и даже придали наименованию «эвгемерист» оттенок упрека, тем не менее их собственная позиция относительно значения этого термина не совсем понятна, и они не отдают себе отчета в том, что эвгемеризм вполне совместим с обрядовой теорией происхождения божеств и мифов. Рэглан ссылается на «Словарь античности» Смита и «Энциклопедию» Гастингса, где эвгемеризм определяется как теория, согласно которой боги изначально были царями и великими людьми, заслужившими посмертные почести.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
От составителя.
Д. Фонтенроуз. Обрядовая теория мифа.
Пролог.
I. Рэглан. Царская жертва.
Жертвоприношение божественного царя.
Древние свидетельства о царской жертве.
Этнографические свидетельства о царской жертве.
Первобытные истоки.
Томас Бекет.
Гай Фокс.
Эвгемеризм Рэглана.
Доисторическая драма.
Заключение к критике теории Рэглана.
II. Хьюман. Прекрасная Фемида.
Теория Харрисон.
Гимн из Паликастро.
Заключение к критике теории Хьюмана.
III. Царь Леса.
Призрачный жрец.
Поединок за «наследство».
Древо и ветвь.
Диана Веста.
Вирбий и Эрегия.
Munera.
IV. Определения.
Соотношение мифа и ритуала.
Определение мифа и другие термины.
Функции мифа.
Приложение. Гимн из Паликастро.
B. Бэском. Мифо-ритуальная теория.
Историчность.
Воображение.
Иокаста и Эдип.
Ньиканг и Уата Гунунг.
К. Клакхон. Мифы и обряды: общая теория.
C. Хьюман. Обрядовый подход к мифу и мифическому.
Примечания.
Именной указатель.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обрядовая теория мифа, Рахманина А.Ю., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Теги: :: :: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2025-02-22 02:09:16