История художественной культуры России, От древних времен до конца XX века, Рапацкая Л.А., 2008

История художественной культуры России, От древних времен до конца XX века, Рапацкая Л.А., 2008.

   Учебное пособие раскрывает своеобразие сложного историческою развития культуры и национального художественного сознания России в период от древних времен до начала третьего тысячелетия. Язычество и христианство, земство и опричнина, церковность и светскость, западничество и славянофильство, коммунизм и антикоммунизм — это и многое другое своей противоречивостью оказывало влияние на течение российской художественной мысли и в то же время содействовало созданию прекрасной гармонии в сфере духовного постижения мира и его отражения в образах искусства. В книге даны иллюстрации художественных произведений разных видов, жанров и стилей: каждая глава заканчивается вопросами и заданиями для самостоятельной работы.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно студентам, изучающим мировую художественную культуру, литературу, историю и другие гуманитарные дисциплины.

История художественной культуры России, От древних времен до конца XX века, Рапацкая Л.А., 2008


Голоса языческой древности.
Сколько же «столетий-фонариков» насчитывает русская художественная культура? Сегодня на этот вопрос вряд ли можно дать точный ответ. Ведь данные о возрасте человечества все время меняются, и, наверное, паука нс раз поразит нас сенсационными открытиями, продляющими жизнь цивилизаций. Достоверно известно, что истоки великой русской культурной традиции уходят в глубокую древность, к протославянам, что жили еще в 6-м тыс. до п. э., к праславянам, известным с середины 2-го тыс. до п. э. В 1 в. о славянах (венедах) упоминают и римские историки, и арабские авторы.

Пролетели столетия. Важным шагом на пути образования государственности было объединение многочисленных славянских племен в союзы, что происходило в течение IV—VII вв. К V111 в. славяне занимали территорию, масштабы которой поразительны — от Чудского и Ладожского озер па севере до Черного моря на юге. Там жили разные славянские племена. Среднее течение Днепра занимали поляне (Киев и прилегающие земли); восточнее их жили северяне (Полтава, Новгород-Северский, р. Северский Донецк); па запад от полян жили волыняне и бужане; па северо-запад — древляне. На юге, у моря и Дуная, селились угличи и тиверцы. Дреговичи находились в лесной зоне (Белоруссия); радимичи (ио рекам Сож и Десна); вятичи (по р. Ока и Подмосковью) также жили в лесной полосе. В среднем течении Западной Двины расселились полочане, у истоков Волги, Днепра и Двины — кривичи, широко продвинувшиеся на север и на восток. Словене, жившие по берегам озера Ильмень, были самой северной группой славянских племен.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение. «Драгоценная ноша национальной культуры».
ЧАСТЬ I ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ.
Глава 1. У истоков великой культуры.
§1. Голоса языческой древности.
§2. Великая сила любви и красоты.
§3. Образ мира в православном храме.
§4. Звуковой символ Древней Руси.
§5. Киевское чудо.
Глава 2. Расцвет местных художественных школ Древней Руси.
§6. Мудрость простоты: о самобытном искусстве Новгородской земли.
§7. Величие мастера: творения Феофана Грека.
§8. Памятники Владимиро-Суздальской и Псковской земель.
Глава 3. Художественные открытия Московской Руси.
§9. Обретение нового стиля.
§10. «Плетение словес» Епифания Премудрого.
§11. Совершенная гармония: искусство Андрея Рублева.
§12. Державный венец Древней Руси.
§13. Последний аккорд великой традиции.
§14. «Москва — третий Рим»: художественный монолог.
§15. Расцвет русского мелодизма.
Глава 4. Искусство «бунташного века».
§16. Борения «старины и новизны» в зеркале словесности.
§17. Русское барокко сквозь призму поэзии и зодчества.
§18. Икона и парсуна: между абстрактностью и реальностью.
§19. Явление многоголосной музыки.
ЧАСТЬ II ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII в.
Глава 5. У истоков «русской европейское».
§20. Парадоксы русского Просвещения.
§21. «Петровский взрыв» и его культурные последствия.
§22. У истоков классицизма.
Глава 6. Новое слово литературы.
§23. Голоса театра.
§24. Екатерина II и русские просветители.
§25. Корифеи русского Просвещения: Г. Р. Державин и Н.М. Карамзин.
Глава 7. «Архитектура, что за вещь?».
§26. Юность «северной Венеции».
§27. Иноземное — русское: рождение шедевров.
§28. Вершины классицизма.
Глава 8. Зримая летопись века: живопись и скульптура.
§29. От парсуны к портрету.
§30. Российские «академики» живописи и ваяния.
§31. Спасенная красота: портреты Ф.С.Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.
Глава 9. «Русская европейскость» в музыкальном искусстве.
§32. Музыка без границ.
§33. «Век был песен».
§34. Основатели композиторской школы.
§35. Вершины русского музыкального классицизма: Е.И. Фомин и Д.С. Бортнянский.
ЧАСТЬ III «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ХУДОЖЕХ2ТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Глава 10. Художественная культура России первой половины ХЕХ в.
§36. Величие России в образах искусства Пушкинской эпохи.
§37. Энциклопедия души: искусство русского романтизма.
§38. «Над кем смеетесь?» Водоразделы мысли в искусстве «гоголевской эпохи».
Глава 11. Художественная культура России пореформенной эпохи. Высокая русская классика.
§39. Опыт духовного наставничества в русской классической литературе.
§40. Русская реалистическая живопись: от правды быта и истории к вечным проблемам бытия.
§41. Гениальные самоучки в русской музыкальной классике:  А.П. Бородин и М.П. Мусоргский.
§42. Национальное и общечеловеческое в музыке Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского.
§43. В поисках «русского стиля»: архитектура и скульптура второй половины XIX в.
ЧАСТЬ IV СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Глава 12. Новые направления в художественной культуре «грани веков».
§44. Человек перед лицом Вечности: открытия русского символизма.
§45. Искусство неоклассицизма и модерна: гармония нового и вечного.
§46. Взрыв тотального новаторства: ранний русский авангард.
Глава 13. «Духовный Ренессанс» в образах искусства Серебряного века.
§47. «Мир искусства»: канонизация красоты.
§48. Образы Святой Руси в искусстве Серебряного века: возрождение православных традиций.
ЧАСТЬ V ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ (20-80-с гг. XX в.).
Глава 14. Путь к социалистическому реализму: рождение новой художественной традиции.
§49. «Мы наш, мы новый мир построим»: искусство революционной России.
§50. Раздвоение мира художника: сочетание правды и лжи в искусстве 1930-х гг.
Глава 15. Возвращение к истокам: художественное наследие России второй половины XX в.
§51. Пробуждение национального самосознания в искусстве военных лет.
§52. Искусство России от «оттепели» до «перестройки»: жажда духовного обновления.
Рекомендуемая литература.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История художественной культуры России, От древних времен до конца XX века, Рапацкая Л.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - djvu - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Теги: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2024-11-21 09:49:12