Эстетика, Никитина И.П.
В книге рассматриваются основные понятия и идеи эстетики — науки об эстетическом измерении человеческого существования, о видении человеком мира в ракурсе прекрасного и трагического, возвышенного и комического, удивляющего и шокирующего и т.п.
Эстетика всегда слагалась из множества конкурирующих между собою концепций, различающихся не только ответами на основные вопросы эстетических понятий и природы искусства, но и самим кругом таких вопросов. Современная эстетика не является исключением в этом смысле. В ней существуют многочисленные направления и школы, по-разному определяющие предмет эстетики, сущность искусства, его основные задачи и этапы его развития, движущие силы этого развития, характер связей искусства с культурой и т.д.
Определение эстетики.
Самым общим образом эстетику можно определить как науку об эстетическом измерении человеческого бытия.
Эта наука говорит о своеобразном, не совпадающим ни с каким другим эстетическом отношении человека к миру, об эстетических аспектах жизни индивида и общества, эстетических отношениях людей в обществе и о значении эстетического в укреплении и развитии социального взаимодействия.
Эстетическое. Человеческое существование — и индивидуальное, и социальное — разворачивается одновременно во многих,
взаимодополняющих и взаимно пересекающихся пространствах:
экономическом, политическом, идеологическом, моральном и т.д. Эстетика исследует одно из таких пространств, или измерений, — эстетическое. Подчеркивая это, иногда говорят, что центральной категорией эстетики является понятия эстетического. В дальнейшем в качестве уточнения этого понятия будет введено понятие эстетического видения мира.
Сходным образом в социальной философии говорят, что она представляет собой анализ социального. Социальное, как и эстетическое, — не особая автономная данность. Оно охватывает экономическое, политическое, социально-психологическое, моральное, эстетическое и другие измерения сложной и многоаспектной социальной жизни. Социальная философия как наука о социальном является попыткой интеграции имеющихся разносторонних знаний об обществе, сведения их в единую теорию функционирования и развития общества. Одновременно социальная философия — это и определенный способ видения социальных явлений, позволяющий соотносить их с широким контекстом, включающим, если это необходимо, даже всю известную человеческую историю.
Содержание.
Предисловие.
Глава 1.
1.1. Определение эстетики.
1.2. Эстетическое видение мира.
1.3. Традиционная и современная эстетика.
1.4. Эстетика, философия искусства, искусствознание.
1.5. Описательно-оценочный характер эстетики.
Глава 2.
2.1. Античная эстетика.
2.2. Средневековая эстетика.
2.3. Эстетика Нового времени.
Глава 3.
3.1. Эстетические категории и эстетические качества.
3.2. Прекрасное.
3.3. Формальное и содержательное истолкование красоты.
3.4. Прекрасное в традиционной эстетике.
3.5. Безобразное.
3.6. Возвышенное.
3.7. Трагическое.
3.8. Комическое.
3.9. Удивление, эпатаж, шок.
3.10. Содержание и форма.
Глава 4.
4.1. Разъяснение понятия искусства.
4.2. Институциональные определения искусства.
4.3. Метафизические определения искусства.
4.4. Эмпирические определения искусства.
4.5. Социологические и функциональные определения искусства.
4.6. Неясность и неточность понятия искусства.
4.7. Два употребления эстетических понятий.
4.8. Виды искусства.
Глава 5.
5.1. Подражание (мимесис) и побуждение.
5.2. Художественный вкус.
5.3. Художественный стиль.
5.4. Художественная объективность.
5.5. Художественное пространство.
Глава 6.
6.1. Классификация основных функций искусства.
6.2. Об объективном и субъективном смысле искусства.
Глава 7.
7.1. Своеобразие языка искусства.
7.2. Художественный образ.
7.3. Симулякр.
7.4. Художественный символ.
7.5. Связь художественного образа и художественного символа.
Глава 8.
8.1. Удовольствие как одна из целей искусства.
8.2. Личностная ценность искусства.
8.3. Социальная ценность искусства.
Глава 9.
9.1. Социально-культурная детерминация искусства.
9.2. Искусство и дух времени.
9.3. Эволюция культуры и развитие искусства.
Глава 10.
10.1. Понимание и объяснение художественного произведения.
10.2. «Правильная интерпретация».
10.3. Философская герменевтика о понимании.
10.4. Художественная критика.
10.5. Изменение стиля художественной критики.
10.6. Эстетическое и природа человека.
Глава 11.
11.1. Общий подход к развитию искусства.
11.2. Повествовательное и стилевое описание развития искусства.
11.3. Периодизация истории искусства.
11.4. Развитие искусства и научные законы.
11.5. Тенденции в развитии искусства.
11.6.0 прогрессе в искусстве.
Глава 12.
12.1. Стиль искусства Возрождения.
12.2. Барокко.
12.3. Классицизм.
12.4. Романтизм.
12.5. Критический реализм.
Глава 13.
13.1. Современное искусство как феномен современной культуры.
13.2. Основные направления модернизма.
13.3. Модернизм как художественный стиль.
13.4. Основные особенности модернизма.
13.5. Новизна, свобода творчества, спонтанность.
13.6. Поиски интуитивной глубины.
13.7. Цвет и линия в модернизме.
13.8. Социальная роль искусства и его автономия.
13.9. Социалистический реализм как оппозиция модернизма.
Глава 14.
14.1. Формирование постмодернизма в искусстве.
14.2. Художественный и философский постмодернизм.
14.3. Основные особенности постмодернизма в искусстве.
14.4. Плюрализм и отказ от канонов.
14.5. Неопределенность.
14.6. Искусство как игра.
14.7. Постмодернизм и модернизм: сравнение.
14.8. Некоторые особенности современного искусства.
Купить .
Купить .
Теги: учебник для студентов и школьников :: Никитина
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Дракула, Эрлихман В.В., 2020
- Урумский язык, Урум дили, приазовский вариант, учебное пособие для начинающих с аудиоприложением, Смолина М., 2008
- Введение в нефтегазовое буровое дело, Подгорнов В.М., 2011
- Связи с общественностью, Составление документов, теория и практика, Данилина В.В., Луканина М.В., Минаева Л.В., 2012
- Восстание машин отменяется, Минделл Д., 2015
- Физиогномика, Паршукова Л.П., Карлышев В.М., Шакурова З.А., 2004
- Охрана труда, учебник, Девисилов В.А., 2013
- Шрифтовая графика, Кашевский П.А., 2017