Древнерусская космология, 2004.
Исследование посвящено выявлению космологического компонента в идейном наследии Древней Руси и анализу единства космологических, естественнонаучных, календарно-математических и географических воззрений. В работе рассматриваются геоцентрическая, плоскостно-комарная, а также разнообразные апокрифические и архаические модели космоустроения, дается анализ календарного времени в древнерусской космологии. В русской народной культуре на фоне широких типологических параллелей выявляются рудименты представлений о земле и окружающем мире как о зооантропоморфном "вселенском существе". Книга написана на материале переводных и оригинальных памятников древнерусской и древнеславянской письменности, разнообразных статей из рукописных сборников смешанного содержания, в качестве источника привлечены также материалы народного творчества.
Общие замечания о специфике древнерусской космологии.
К древнерусской космологии относится зафиксированный источниками комплекс идей и воззрений, касающийся проблем космогенеза и космоустроения. Сразу надо сказать, что космологии, как особой науки в синкретической средневековой культуре, не существовало, а космологические представления являлись органической составной частью теологических построений. Поэтому сведения космологического характера, по аналогии с философским и естественнонаучным содержанием, аналитически вычленяются из общебогословского контекста, составной наукозначимой частью которого они являются. Эти сведения о мироздании распространялись в средневековой отечественной письменности через переводы трудов христианских экзегетов, через апокрифические произведения, а также через компиляции, составленные славянскими или русскими авторами на основе переводных текстов. Другими словами, речь идет о текстах космологического характера в христианской письменности и об их усвоении славяно-русскими книжниками.
В книжном наследии Древней Руси фиксируются разные модели устроения Вселенной. Древнерусская космология реконструируется как отраженный в письменном наследии результат предпочтений, отданных нашими предками тем или иным космологическим идеям. Есть все основания говорить (и это касается не только космологии), что в процессе бытования текстов имело место не случайное и бездумное копирование переводных источников, но их целенаправленный отбор, в котором получили отражение и некоторые существовавшие в устной форме автохтонные космологические идеи, для которых можно указать аналогии в письменных текстах. Такого рода параллели наблюдаются в соотнесении некоторых неканонических мироописаний с архаической космологией.
Купить .
Теги: учебник по культурологии :: культурология
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Русские свадебные песни, Круглов Ю.Г., 1978
- Иконы из частных собраний, Русская иконопись XIV - начала XX века, 2004
- Из истории русской культуры, том 1, Древняя Русь, Петрухин В.Я., 2000
- Русский свадебный ритуал, Зорин Н.В., 2004
- Демоны и грешники в древнерусской иконографии, Семиотика образа, Антонов Д.И., Майзульс М.Р., 2011
- Русские иконописцы, Григорьева Е.В., 2009
- Врачи, пациенты, читатели, Патографические тексты русской культуры, Богданов К.А., 2017
- Взаимопроникновение культур, Коран в русской поэзии, Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г., 2006