История зарубежной литературы, Эпоха Возрождения, Том 2, Шайтанов И.О., 2001.
Учебник написан на основе современных концепций. Сущность нового подхода составляют принципы истории идей и жанровой поэтики. Обзорно-культурологические главы чередуются с портретами наиболее значительных писателей и разделами, посвященными великим произведениям. Построение учебника, система заданий подчинены оригинальной методической разработке, позволяющей отчетливо проследить движение основных понятий, характерных для ренессансного сознания. Раздел «Материалы и документы» знакомит с разнообразием мнений, как восходящих к эпохе Возрождения, так и современных. Адресуется студентам высших учебных заведений.
Понятие «литература».
История Возрождения н Италии дает возможность увидеть, как складывалась историко-культурная ситуация для всей эпохи, и если не проследить до конца все ее возможности, то предугадать их развитие. Весь круг новых понятий и отношений уже дан в итальянском контексте. Среди того, что явилось тогда в новом качестве и потребовало для себя нового названия, была и литература. Латинское по своей этимологии (litera буква), это слово возникает в новых европейских языках в XIV в. Не будет преувеличением сказать. что новым было не слово, а явление литературы, тогда только начавшее складываться и в современном значении оформившееся к XVIII столетию, уже за пределами Ренессанса.
До Ренессанса, в Средине века, литературы не было как особой сферы человеческой деятельности, существование внутри которой диктует исполнение своих жизненных ролей: писатель, издатель, критик, читатель... Читающий человек Средневековья не был в нашем смысле слова «читателем»: в зависимости от текста перед его глазами и своего отношения к нему, он выступал учителем или учеником, пастырем или паствой, членом общества... Разумеется, и в наше время существуют тексты и жанры чисто функциональные, деловые. Но чаше всего они и не включаются в понятие «литература». очень часто подразумеваемое с эпитетом — «художественная».
Не нужно объяснять, что художественная литература Нового времени теснейшим образом соотнесена с действительностью и читающий человек не перестает быть ни гражданином, ни нравственной личностью. Напротив, предполагается, что и тем и другим человек становится в общении с литературой, которая выступает как наиболее универсальная, обобщающая и динамическая форма общественного сознания (русская литература тому наиболее яркий пример). Можно назвать, вероятно, три основные причины, по которым в нашем значении слова литературы в Средине века не существовало.
Содержание
ЖАНРЫ РЕНЕССАНСНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Итальянская литература
Понятие «литература»
Система жанров
Драматические жанры
Петраркизм и судьбы европейской поэзии
Поэзия накануне Высокого Возрождения
Поэзия Плеяды
Сонет в Англии
ОТ РЫЦАРСКОЙ ПОЭМЫ К РОМАНУ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Поэма на рыцарский сюжет
Ф. Рабле и гуманизм во Франции
Французская новеллистика
Эпос и роман
Автор и герой
Судьба утопии
Ход романного сюжета
ЭПОХА ТРАГИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА
Жанры позднего Возрождения
Понятие трагического гуманизма
Героическая поэма
Жанр эссе: Мишель Монтень
Мигель ле Сервантес
Жанр романа в литературе испанского Возрождения
Автор и герой
Романный сюжет в сопровождении новелл
Завершение замысла: второй том «Дон Кихота»
Уильям Шекспир
Елизаветинцы
Шекспировский вопрос
«Есть в жизни всех людей порядок некий...»
Конфликт в комедии
Поэт п драматург : трагедия любви
«Зло есть добро, добро есть зло...».
Купить .
Теги: книги для студентов и школьников :: Шайтанов
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Веселые каникулы, Переходим в 5 класс, Безкоровайная Е.В., 2014
- Веселые каникулы, Переходим в 3 класс, Безкоровайная Е.В., 2014
- Веселые каникулы, Переходим в 4 класс, Безкоровайная Е.В., 2014
- Веселые каникулы, Переходим во 2 класс, Безкоровайная Е.В., 2014
- Речевой тренинг: дикция и произношение, Алфёрова Л.Д., 2003
- Эксплуатация котлов, Тарасюк В.М., 2008
- Поиск новых идей, От озарения к технологии, Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И., 1989
- Теория решения изобретательских задач-ТРИЗ, Петров В.М., 2017