Литературное произведение, Теория художественной целостности, Гиршман М.М., 2007.
Проблемными центрами книги, объединяющей работы разных лет. являются вопросы о том. что представляет собой произведение художественной литературы, каковы его природа и значение, какие смыслы открываются в его существовании и какими могут быть адекватные его сути пути научного анализа, интерпретации, понимания. Основой ответов на эти вопросы является разрабатываемая автором теория литературного произведения как художественной целостности.
К ПРОБЛЕМЕ СПЕЦИФИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
В современной теоретической ситуации можно считать общепринятым утверждение о том, что специфика литературы (здесь и в дальнейшем имеется в виду именно и только художественная литература) не раскрывается через какое-либо единственное, статическое, раз навсегда данное определение; границы, содержание и объем этого понятия исторически изменяются, а одни и те же признаки не обладают раз навсегда данной эстетической спецификой, но обретают различные значения на разных этапах развития культуры. Предельным развитием этой общей идеи можно считать утверждение Ц. Тодорова о том, что не существует единого понятия литературы, а есть лишь множество литературных дискурсов, выполняющих эстетические функции в различных историко-культурных контекстах2. Этот тезис Тодорова едва ли можно считать бесспорным. При несомненном множестве исторических проявлений словесного искусства все более дискуссионным становится вопрос о том, есть ли у этой множественности специфический центр и можно ли множество дискурсных единств осмыслять как единство многообразия художественной литературы. Некоторые аргументы в пользу положительного ответа на этот вопрос я бы хотел привести в этом разделе.
В историческом развитии художественной литературы переплетаются два взаимосвязанных друг с другом процесса: 1) прояснение специфики искусства слова на фоне других видов искусства; 2) прояснение специфики искусства слова на фоне других видов и форм речевой деятельности. Для поисков того специфического центра словесно-художественного многообразия, о котором только что шла речь, очень важно выявить внутреннюю взаимосвязь, своего рода сферу пересечения исторических процессов.
Содержание
Введение
I. Произведение как художественная целостность
Становление понятия «художественная целостность» и его современное значение
К проблеме специфики художественной литературы
Слово в художественной целостности литературного произведения
II. Художественная целостность — стиль — ритм Стиль литературного произведения
Строение стиха и проблемы изучения поэтических произведений
От ритмики стихотворного языка к ритмической композиции поэтического произведения
Ритмическая композиция стихотворений Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Баратынского, написанных четырехстопным ямбом
Ритмическая композиция и стилевое своеобразие стихотворных произведений
Красота поисков истины («Толпе тревожный день приветен, но страшна...» Баратынского)
Рационализм — ораторство — мастерство («Антоний» Брюсова)
Мост памяти, прощения, любви («Переделкинское кладбище» Инны Лиснянской)
Проблема специфики ритма художественной прозы
Становление ритмического единства прозаического художественного произведения
Ритмическая композиция и стилевое своеобразие прозаических произведений
Сложный путь к простоте («После бала», «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого)
Трагическое совмещение противоположностей («Кроткая», «Сон смешного человека» Достоевского)
Стилевой синтез — дисгармония — гармония («Студент», «Черный монах» Чехова)
Ритмические всплески: возникновение — исчезновение («Красный цветок» Гаршина)
Рождение человека — рождение художника (Рассказы Горького из цикла «По Руси»)
Ритм стиха и ритм прозы: два целых, единая целостность
Автор — род — жанр — стиль: их отношения и взаимосвязь в индивидуально-авторскую эпоху
III. Диалог и художественная целостность Основы диалогического мышления и его культурно-творческая актуальность
М. М. Бахтин о литературном произведении как «едином, но сложном событии» и перспективы изучения художественной целостности
Творчество Пушкина и современная теория поэтического произведения
Диалог поэта и философа (Вл. Соловьев о художественном времени в поэзии Ф. Тютчева)
Ф. И. Тютчев «О чем ты воешь, ветр ночной?..»: архитектоника бытия-общения — ритмическая композиция стихотворного текста — невозможное, но несомненное совершенство поэзии
Стиль и поэтическое словообразование в лирике Тютчева
Встреча диалогической философии и филологии: Э. Левинас о творчестве Ф. М. Достоевского
«Тень реальности» или «духовный поступок»: произведение искусства в свете философской критики Э. Левинаса
Литературное произведение как бытие-общение: что мы анализируем и интерпретируем?
Риторическая конструкция-деконструкция или эстетическая реальность?
Путь к объективности
Литературное произведение в свете философии и филологии диалога (Вместо заключения)
Указатель имен
Первые публикации.
Купить .
Теги: учебник по русской литературе :: русская литература :: Гиршман
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Русский язык и литература, литература, 11 класс, базовый уровень, часть 2, Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А., 2015
- Русский язык и литература, литература, 11 класс, базовый уровень, часть 1, Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А., 2015
- Русский язык и литература, литература, 10 класс, базовый уровень, часть 2, Лебедев Ю.В., 2016
- Русский язык и литература, литература, 10 класс, базовый уровень, часть 1, Лебедев Ю.В., 2016
- История русской литературы, XX век, Серебряный век, Нив Ж., Серман И., 1995
- Стихи русских поэтов, 2005
- Итоговое сочинение по литературе, Волкова О.В., Алексеева Я.В., 2015
- Сочинения по картинам в начальных классах, Воробьева В.И., Тивикова С.К., 2006