Данное издание - пособие по русской литературе XIX века, адресованного учащимся гуманитарных школ и подготовительных курсов, преподавателям литературы средней школы и студентам первого- второго курсов педагогических институтов.
СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ «ГОРЯ ОТ УМА».
I. В основе сюжета «Горя от ума», согласно классицистической традиции, лежит любовная интрига, однако по жанру пьеса Грибоедова — общественная комедия, основной конфликт здесь — столкновение между «веком нынешним» и «веком минувшим» — социальный, то есть конфликт оказывается шире любовного сюжета (см. «Жанровое своеобразие «Горя от ума»).
Гончаров:
Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчали-ным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.
(«Мильон терзаний»)
II. Особенности любовной линии.
1. Сюжет «Горя от ума» строится на развитии «любовного треугольника», соответствующего в основном классицистической «системе амплуа» (см. «Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума»).
2. Отличительная черта — наличие еще двух «любовных треугольников», которые, раскрываясь, усиливают комизм положения.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
НЕОБХОДИМЫЕ КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание произведения 6
Деталь. Сюжет и композиция 7
Роды и жанры литературы 8
Стихосложение 10
Средства художественной выразительности 17
Литературные направления 20
Классицизм 21
Сентиментализм 21
Романтизм 22
Реализм 23
Идейно-художественное своеобразие стихотворения или рассказа 26
I КРУГ — ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
А. С. ГРИБОЕДОВ
Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» 27
Век нынешний и век минувший 32
Жанровое своеобразие «Горя от ума» 42
Сюжет и конфликт «Горя от ума» 46
Образная система «Горя от ума» 51
Чацкий как победитель и как побежденный 55
Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого 57
А. С. ПУШКИН
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина 73
«Пророк» 81
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» 82
Тема дружбы в лирике Пушкина 85
«Во глубине сибирских руд...» 91
Тема любви в лирике Пушкина 93
К*** («Я помню чудное мгновенье...») 100
«Я вас любил: любовь еще, быть может...» 102
Жанры лирики Пушкина 103
«Песнь о вещем Олеге» 109
Природа в лирике Пушкина и в «Евгении Онегине» 112
«Осень» 124
Философия лирики Пушкина 126
«Анчар» 133
«Вновь я посетил...» 135
Эволюция идеала свободы в лирике Пушкина 137
«К Чаадаеву» 145
«Деревня» 147
«К морю» 149
Фольклор в творчестве Пушкина
Дворянство в «Евгении Онегине» 161
Культура в «Евгении Онегине» 176
Образ автора в «Евгении Онегине» 190
Композиция «Евгения Онегина» 200
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Медный всадник» 207
Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» 221
Поэзия автора и рассказчика в «Капитанской дочке» 231
Жанровое своеобразие «Капитанской дочки» 236
Образ Пугачева и средства его раскрытия 241
Сюжет и композиция «Капитанской дочки» 246
Эпиграфы в «Капитанской дочке» 250
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова 256
«Смерть поэта» 260
«Поэт» 263
Природа в поэзии Лермонтова 265
Образ родины в поэзии Лермонтова 275
«Родина» 279
Тема одиночества в поэзии Лермонтова 281
«Парус» 287
«Дума» 288
«Как часто, пестрою толпою окружен...» 291
«Выхожу один я на дорогу...» 293
Идейно-художественное своеобразие «Песни про купца Калашникова» 296
Историческая тема в творчестве Лермонтова 304
«Бородино» 309
Сюжет и композиция «Мцыри» 313
Тема любви в лирике Лермонтова 318
Жанры лирики Лермонтова 328
Проблемы личности и ее художественное воплощение в «Герое нашего времени» 335
Жанровое своеобразие «Героя нашего времени» 346
Природа в «Герое нашего времени» 350
Образная система «Героя нашего времени» 354
Н. В. ГОГОЛЬ
Новаторство «Ревизора» 363
Жанровое своеобразие «Ревизора» 370
Образ города в «Ревизоре» 372
Образ Петербурга в «Ревизоре» 378
Средства раскрытия характеров в «Мертвых душах» 381
Жанровое своеобразие «Мертвых душ» 401
Лирические отступления в «Мертвых душах» 408
Образ автора в «Мертвых душах» 420
Чиновничество в «Ревизоре» и в «Мертвых душах» 425
Женские образы в «Мертвых душах» и в «Ревизоре» 438
Сюжет и композиция «Мертвых душ» 447
Идейно-композиционная роль образа Чичикова 459
Народные образы, образ народа, народность «Мертвых душ» 463
Фольклор в «Ночи перед Рождеством» и других повестях цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» 474
Идейно-художественное своеобразие повести «Шинель» 488.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Текст, Пособие по русской литературе XIX века, часть 1, Азарова Н.М., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать книгу Текст, Пособие по русской литературе XIX века, Часть 1, Азарова Н.М., 2000 - Яндекс Народ Диск.
Скачать книгу Текст, Пособие по русской литературе XIX века, Часть 1, Азарова Н.М., 2000 - depositfiles.
Дата публикации:
Теги: учебник по русской литературе :: русская литература :: Азарова
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Русская литература, Зерчанинов А.А., Райхин Д.Я., 1965
- Литература, Справочные материалы, Тураев С.В., Тимофеев Л.И., Вишневский К.Д., 1988
- Литература, 8 класс, учебник-хрестоматия, часть 2, Курдюмова Т.Ф., 2011
- Литература, 8 класс, учебник-хрестоматия, часть 1, Курдюмова Т.Ф., 2011
Предыдущие статьи:
- Проблемное изучение литературного произведения в школе, Маранцман В.Г., Чирковская Т.В., 1977
- Литература, 9 класс, учебник-хрестоматия, часть 2, Коровина В.Я., 2008
- Литература, 9 класс, учебник-хрестоматия, часть 1, Коровина В.Я., 2006
- Литература, 7 класс, учебник-хрестоматия, часть 1, Ладыгин М.Б., 2012