Мирча Элиаде - один из самых популярных культурологов современности. Его книги, посвященные различным аспектам примитивной культуры, обрядности, современному бытованию мифа, архетипическим составляющим сознания современного человека, хорошо известны российскому читателю.
Предлагаемая книга является изложением основных теоретических взглядов одного из крупнейших культурологов современности, касающихся проблем архаической культуры и мифологического мышления, которые являются, по мнению автора, архетипическими основаниями сознания современного человека.
Уже более полувека западноевропейские ученые исследуют миф совсем с иной позиции, чем это делалось в XIX веке. В отличие от своих предшественников они рассматривают теперь миф не в обычном значении слова как «сказку», «вымысел», «фантазию», а так. как его понимали в первобытных и примитивных обществах, где миф обозначал, как раз наоборот, «подлинное, реальное событие» и, что еще важнее, событие сакральное, значительное и служащее примером для подражания. По это новое значение слова «миф» делает его употребление в современном языке довольно двойственным. И в самом деле, это слово употребляется в наши дни. обозначая как «вымысел», «иллюзию», гак и «священную традицию, первородное откровение, пример для подражания», что близко и понятно, прежде всего, этнологам, социологам и историкам религии. Позднее мы остановимся подробнее на истории тех различных значении, которые слово «миф» приобретает в античном и христианском обществах (см. главы 8-9). Всем известно, что. начиная с Ксенофана (приблизительно 565-470 до н.э.), первым отвергнувшего «мифологичность» богов Гомера и Гесиода, понятие mythos утратило у греков всяческую религиозную и метафизическую значимость. Противопоставленный как логосу, так. позднее, и истории, mythos в конце концов стал обозначать «то, чего не существует в действительности». В свою очередь, иудаизм и христианство отбросили в сферу «иллюзии» и «обмана» все то, что не было узаконено и канонизировано одним из двух Заветов. Мы же истолковываем слово «миф» совсем не в этом смысле (хотя он и самый распространенный). Нас интересует, если говорить точнее, не та ментальная стадия, не тот исторический момент, где миф стал вымыслом. В первую очередь мы будем исследовать те общества, где миф является (или был до самого последнего времени) «живым», в том смысле, что он предлагает людям примеры для подражания и этим самым сообщает значимость человеческой жизни. Понять структуру и функцию мифов в таких традиционных обществах значит не только прояснить некий этап в истории человеческой мысли, но и лучше понять одну из важнейших категорий современной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА 5
I. СТРУКТУРА МИФОВ
Значение «живого» мифа
Почему нам интересны «примитивные мифологии»
Опыт определения понятия «миф»
«Сказание истинное» — «сказание вымышленное»
Что открывают нам мифы
Что такое «Знать мифы»
Структура и функции мифов
II. МАГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МИФОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА
Мифы о происхождении мира и мифы космогонические
Роль мифов в исцелении
Повторение космогонии
«Возвращение к истокам»
Роль и значение «начал»
III. МИФЫ И РИТУАЛЫ ОБНОВЛЕНИЯ
Возведения на трон и космогония
Обновление мира
Различия и сходства
Новый год и космогония на древнем Ближнем Востоке
IV. ЭСХАТОЛОГИЯ И КОСМОГОНИЯ
Конец мира — в прошлом и в будущем
Конец света в восточных религиях
Иудейско-христианские апокалипсисы
Христианский милленаризм
Милленаризм у первобытных народов
«Конец мира» в современном искусстве
V. ВРЕМЯ МОЖЕТ БЫТЬ УКРОЩЕНО
Уверенность в новом начале
Фрейд и познание «сотворения»
Традиционная техника «возвращения к истокам»
Чтобы освободиться от времени
Восстановить прошлое
VI. МИФОЛОГИЯ, ОНТОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ
Сущность предшествует существованию
Бог отдыхающий
Убиенное божество
Гайнувеле и дема
Не «онтология», а «история»
Начало «демистификации»
VII. МИФЫ ПАМЯТИ И ЗАБВЕНИЯ
Когда йог влюбляется в королеву
Индийский символизм забвения и воспоминания
«Забвение» и «память» в античной Греции
Память «первичная» и память «историческая»
Сон и смерть
Гностицизм и индийская философия
Anamnesis и историография
VIII. ВЕЛИЧИЕ И УПАДОК МИФОВ
Сделать мир открытым
Человек и мир
Воображение и творческие способности
Гомер
Теогония и генеалогия
Рационалисты и мифология
Аллегоризм и эвгемеризм
Письменные документы и устные традиции
IX. ПЕРЕЖИТКИ И СКРЫТЫЕ ФОРМЫ МИФА
Христианство и мифология
История и «загадки» в Евангелии
Историческое и литургическое время
Космическое христианство
Эсхатологическая мифология средневековья
Пережитки эсхатологического мифа
Мифы нового времени
Мифы и средства массовой информации
ПРИЛОЖЕНИЕ I. МИФЫ И ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ II. ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Е. СТРОГАНОВА. МИРЧА ЭЛИАДЕ
ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИМЕЧАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Аспекты мифа, Мирча Элиаде, 1996 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать книгу Аспекты мифа, Мирча Элиаде, 1996 - Яндекс Народ Диск.
Скачать книгу Аспекты мифа, Мирча Элиаде, 1996 - depositfiles.
Дата публикации:
Теги: учебник по религии :: религия :: Мирча Элиаде :: миф
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Жизнь Магомета, Ирвинг В., 2004
- Евангельская история, Затворник Ф., 1997
- В начале, Азимов А., 1990
- Будда, история и легенды, Томас Э., 2003
Предыдущие статьи:
- История крестовых походов, Мишо Ж.Ф., 2005
- Вселенские соборы, Карташев А.В., 1963
- Ведьмы, Тарновский В., 1994
- Божество 12 планеты, Захария Ситчин, 1995