Название: История мировых религий. Конспект лекций.
Автор: Панкин С.Ф.
Данное издание представляет собой конспект лекций по предмету «История мировых религий». В книге изложены основные вопросы данного курса. Конспект лекций станет незаменимым помощником при подготовке к экзамену или зачету, предназначен для студентов высших и средних учебных заведений гуманитарных специальностей.
СОДЕРЖАНИЕ.
ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры 3
1. Классификация религий 3
2. Проблема возникновения религии 4
3. Структура религии 6
4. Роль религии в жизни человека и общества 10
ЛЕКЦИЯ № 2. Ранние формы религиозного сознания 15
1. Формы поведения и ориентации архаического сознания - анимизм, фетишизм, тотемизм, магия 16
2. Возникновение мифа и мифосознания 21
3. Становление религии 23
ЛЕКЦИЯ № 3. Иудаизм 27
1. Иудаизм как мировая религия 27
2. «Тора» - главный документ иудаизма 27
3. «Талмуд» - Священное Предание иудаизма 28
4. Апофатические тенденции в «Талмуде» 34
5. Комментаторская культура иудаизма 37
6. Еврейская философия в средние века 40
ЛЕКЦИЯ № 4. Джайнизм и буддизм 42
1. Условия возникновения новых религий в Индии 42
2. Джайнизм 43
3. Буддизм 45
ЛЕКЦИЯ № 5. Конфуцианство 51
1. Конфуций 51
2. Мэн-цзы 53
3. Сюнь-цзы 54
4. Конфуцианство и религия 55
ЛЕКЦИЯ № 6. История даосизма 58
1. Лао-цзы. «Дао-дэ-дзин» 58
2. Главная жизненная задача человека 60
3. Чжуан-цзы 60
4. «Ле-цзы» 61
ЛЕКЦИЯ № 7. Христианство 63
1. Структура Откровения в Священном Писании христиан 63
2. Канонизация христианских текстов 65
3. Святые отцы церкви и Патристика. Писание или Предание 67
4. Христианская богословская мысль и догматическое богословие 73
5. Что каждый христианин должен знать 77
6. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник 82
7. «Нагорная проповедь» и раннехристианская гомилия. Судьбы церковного красноречия 86
8. Христианская экзегетика и герменевтика. Толковые евангелия и псалтири 91
9. Судьбы канонического права в христианстве 95
10. Догмат о Святой Троице и «арианская ересь» 97
ЛЕКЦИЯ № 8. История ислама и исламской культуры 101
1. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба 101
2. Коран - «завершенное пророчество» 103
3. «Собиратель Корана» Осман (856 г.) 105
4. «Сунна» пророка Мухаммеда и хадисы 106
5. «Духовная броня» исламской теологии 111
6. Как принимают ислам 114
7. Молитвенный канон ислама 115
8. «Арабский судебник» Коран и хадисы 118
9. Арабская религиозная философия 121
ЛЕКЦИЯ № 9. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм
1. Господство официозного атеизма в советской России 127
2. Внутренняя и внешняя духовная свобода 128
3. Современный цивилизационный кризис 131
4. Поиск путей преодоления кризиса современной цивилизации 132
5. Особенности русской духовности 137
6. Русский духовный ренессанс конца XIX - начала XX в. и его значение для преодоления современного духовного кризиса 139
Классификация религий.
Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, - результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире. В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка. В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне.
Определенные виды, в которых религия себя выявляет, подвластны определенным времени и месту, однако, как правило, человек воспринимает откровение как встречу с созданиями, которые имеют телесное претворение. Во многих религиях многообразие реальности принимается как проявление целого ряда божеств, однако вместе с политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго монотеистические, почитающие только одного-единственного бога. Главной характерной чертой монотеизма является то, что божество всецело трансцендентно, т. е. пребывает за границами ощущаемой действительности, в то время как боги политеизма имманентны, т. е. мыслятся выражающими себя в ее границах.
Разные религии описывали своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, совмещающими в себе черты того и другого; в виде живописных или скульптурных образов; в виде двухмерных или трехмерных воспроизведений. Иногда боги чтились в конкретном теле, как перешедшие в него: фараон в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до своей смерти - с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская кобра - с другой. Впрочем, не все религии и не на всем протяжении своего бытования создавали телесные отображения своих божеств.
Индуизму и буддизму, например, вообще не было это ведомо. Часто они не существуют и в религиях бедуинов, что может объясняться своеобразием их кочевой жизни, неизбежно ограничивающим круг материальных вещей. Однако это нельзя сравнить с запрещениями на изображения, которые мы видим в некоторых монотеистических религиях. Рассмотрим классификацию религий.
Купить книгу - История мировых религий. Конспект лекций. Панкин С.Ф.
Теги: книга по религии :: история :: лекция :: Панкин
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- История крестовых походов, Мишо Ж.Ф., 2005
- Вселенские соборы, Карташев А.В., 1963
- Ведьмы, Тарновский В., 1994
- Божество 12 планеты, Захария Ситчин, 1995
- Страшный суд начался, Дэникен Э., 2005
- Приходи, следуй за мною, Беседы по притчам Иисуса, том 4, Ошо
- Приходи, следуй за мною, Беседы по притчам Иисуса, том 3, Ошо
- Приходи, следуй за мною, Беседы по притчам Иисуса, том 2, Ошо