Белый, История цвета, Пастуро М., 2023.
«Белый» - очередной том М. Пастуро, дополняющий его предыдущие исследования об истории цвета в Западной Европе на протяжении веков. Отдавая должное дебатам о том, является ли белый - цветом, автор предлагает нам при проведении исторического анализа учитывать его полноценный хроматический статус. На этот раз французский медиевист задается вопросом, как в разное время воспринимался белый: был ли он синонимом бесцветности? Обладал ли однозначно положительной коннотацией? В книге рассматриваются разные грани белого, его эволюция от цвета религиозного культа (аналога сакрального) и монархии до активного внедрения белого в спортивную и медицинскую сферы в новейшей истории, а также в представления о гигиене на сегодняшний день. Пастуро уделяет особое внимание дуализму и связке белый-черный и белый-красный, где эти цвета становятся антиподами друг друга. Данное исследование проливает свет на подвижную символику белого и на его роль в разных исторических контекстах от древних времен до наших дней. Мишель Пастуро - историк-медиевист, профессор Практической школы высших исследований в Париже, автор книг «Черный», «Синий», «Зеленый», «Красный», «Желтый» и «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей», вышедших в издательстве «НЛО».
Белый против черного.
С давних пор историки и филологи, изучающие Античность, указывали на преимущественное положение, которое в общественной жизни, религиозных обрядах и в символике занимала по отношению к остальным цветам триада «белый - красный -черный». Жорж Дюмезиль первым показал, как в некоторых социумах индоевропейского происхождения эти три цвета помогали разграничивать три функции, связанные с человеческой деятельностью: белый для религии, красный - для войны, черный - для создания ценностей. Вслед за ним и другие исследователи показали, как продолжавшееся очень долгое время доминирование этих трех цветов можно выявить в сказках и легендах, в топонимике и антропонимике, в литературных текстах и в произведениях искусства. Этот метод оправдывает себя не только на материале Древней Греции и Древнего Рима, но и на материале христианского Средневековья.
Однако, как мы только что видели, лексика латинского и древних германских языков пользуется другой хроматической системой, не троичной, а двоичной, основанной на противоборстве белого и черного. Эти два цвета не только занимают в текстах более важное место, чем все остальные, часто они представлены как пара антагонистов. По правде говоря, такая двойственность проявляется не только в языке и в лексике, она дает о себе знать также в общественной и религиозной жизни очень многих народов и предположительно восходит к древнейшим эпохам в истории человечества. По-видимому, одного лишь факта чередования дня и ночи, сияния и мрака было достаточно, чтобы в головах у людей сложилась первая наглядная картина противостояния белого и черного. Дело довершила культура: она превратила эти два цвета в архетипы света и тьмы. В самом деле, не бывает светло-черного или темно-белого, при том что у красного, зеленого, серого, синего и даже желтого цветов есть как светлые, так и темные оттенки.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
ГЛАВА 1.
От природы к культуре.
Луна и религиозные культы.
Неверный образ: белоснежная Греция.
Шерсть и лен: одеваться в белое.
О чем рассказывает лексика.
Белый против черного.
ГЛАВА 2.
Белый цвет в Библии.
Христианский цвет.
Белый против красного.
Вокруг лилии: белый цветник.
Агнец, лебедь, голубка: белый бестиарий.
Женский цвет.
ГЛАВА 3.
Рождение новой символики.
Белый, первый из цветов.
Родиться и умереть в белом.
Цвет знати.
Цвет королей.
Черная краска, белая бумага.
ГЛАВА 4.
Белый и черный больше не цвета.
Белый цвет художников.
Чистота – залог здоровья.
Одеваться в белое.
Лексика и символика.
Благодарности.
Библиография.
Купить .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: искусство :: Пастуро
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Советские двадцатые, Искусство, архитектура, фотография, кино, Бобриков А., Саблин И., Фоменко А., Поликарпова Д., 2023
- Архитектура и дети, Бармаш О.А., 2023
- История костюма и кроя, Раздел 1, Костюм древних цивилизаций, Замазий О.С., Мальцева В.А., 2022
- Создание и презентация динамической цифровой скульптуры в физической среде, Методические рекомендации, Сергеев А.Г., 2022
- Теория искусства, Краткий путеводитель, Осборн Р., Стёрджис Д., 2023
- Формирование профессиональных навыков студентов - будущих учителей хореографии на примере китайской школы танца, Хуан Ченьчень, Добротворская С.Г., 2023
- Элита в России, Жизнь и творчество советских деятелей искусств, Кухинке Н., 1987
- Хантыйская народная кукла ягода Клюковка, Николаева Е., 2023