Афины на пути к демократии, VIII-V века до нашей эры, Гущин В.Р., 2021

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «Литрес», если она у них есть в наличии, и потом ее скачать на их сайте.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Ссылки на файлы заблокированы по запросу правообладателей.

Links to files are blocked at the request of copyright holders.


Афины на пути к демократии, VIII-V века до н.э., Гущин В.Р., 2021.
 
   В монографии исследуется процесс становления афинской демократии на протяжении архаического и классического периодов (VIII — середина V века до н.э.). Вопросы о том, что такое афинская демократия, когда она возникла и какую роль в ее появлении сыграли те или иные социальные слои, остаются дискуссионными на протяжении длительного времени. В книге показано, что одним из значимых стимулов возникновения демократии становится борьба за власть и влияние внутри слоя аристократии, к участию в которой нередко привлекался и афинский демос. В процессе этой борьбы, с одной стороны, создавались равные условия для «лучших» (eunomia, isonomia), а с другой — происходило расширение политических прав простого народа. Результатом этих процессов становится государственное устройство, в котором значительную роль играют коллегиальные политические институты, прежде всего народное собрание, избиравшее должностных лиц, и гелиэя (народный суд), осуществлявшая контроль за ежегодно избираемыми магистратами. Тем не менее афинскую демократию нельзя считать народоправством или «властью народа». Сами афиняне характеризовали ее как коллективное правление или власть «большинства» — тех, кто обладал политическими правами.
Книга адресована как специалистам и исследователям, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей Греции.

Афины на пути к демократии, VIII-V века до н.э., Гущин В.Р., 2021


Между аристократией и олигархией.
Если доверять античной традиции, первоначально вся полнота власти в Афинах принадлежала царям (basileis). Замечено, кстати, что в исторических источниках о царях нередко говорится во множественном числе. Возможно, этот титул носила и знать, окружавшая царя. Во всяком случае, уже тогда окружение царя образует нечто вроде совета, заседавшего на холме Ареса, который впоследствии будет называться ареопагом (Pint. Thes. 24). Можно предположить, что последовавшее затем упразднение царской власти расширило полномочия ареопага, сделав его наиболее влиятельным органом. Однако с этим согласны далеко не все. Р. Уоллес, например, считает, что ареопаг был создан с конкретной целью: его прерогативой было рассмотрение дел об убийствах и лишь затем он расширяет свои полномочия, приобретая дополнительные функции. Действительно, судя по сообщениям древних авторов, в ведении ареопага находились дела об убийствах, которые с глубокой древности рассматривались на холме Ареса. «Процессы об убийстве и нанесении ран, если кто предумышленно убьет или поранит другого, — рассказывает Аристотель, — разбираются в ареопаге; также и дела об отравлении, если кто причинит смерть, давши яду, и дела о поджоге. Это составляет исключительно круг дел, по которым судит совет ареопага» (Arist. Ath. Pol. 57. 3, здесь и далее пер. С. Радцига).

Однако полномочия ареопага и ареопагитов не ограничивались вынесением приговоров по уголовным делам. Ареопаг стоял на страже существующих законов. «...Совет ареопагитов, — говорится в «Афинской политии», — хотя имел обязанность быть только блюстителем законов, распоряжался большинством важнейших дел в государстве, налагая кары и взыскания безапелляционно на всех нарушителей порядка. Это объясняется тем, что выбор архонтов производился по благородству происхождения и по богатству, а из них-то и избирались ареопагиты. Вот почему это — единственная из должностей, которая остается пожизненной и теперь» (Arist. Ath. Pol. 3. 6). Если это так, то с мнением Р. Уоллеса трудно согласиться, поскольку ареопаг как совет аристократии изначально имел более широкие, в том числе политические, полномочия.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Список сокращений.
Введение.
Глава 1. НАЧАЛО ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.
1.1. Между аристократией и олигархией.
1.2. Eunomia: Солон.
1.3. Тирания в Афинах.
1.4. Isonomia: Клисфен.
1.5. Политическая эволюция: стимулы и результаты.
Глава 2. ОТ КЛИСФЕНА ДО САЛАМИНСКОЙ БИТВЫ (507-480 гг. до н.э.).
2.1. После Клисфена.
2.2. Между Марафоном и Саламином (80-е годы V в. до н.э.).
2.3. Закон об остракизме и первые остракофории.
2.4. Прелюдия демократии?.
Глава 3. НАКАНУНЕ РАДИКАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (480-462 гг. до н.э.).
3.1. Афины после Саламина.
3.2. Победы и поражения Кимона.
3.3. Ареопаг, морское могущество и демократия.
Глава 4. ПРОГРЕСС ДЕМОКРАТИИ.
4.1. Реформа Эфиальта.
4.2. Афины в период Первой Пелопоннесской войны (460-446 гг. до н.э.).
4.3. Перикл.
4.4. Афинская демократия: от Эфиальта до начала Пелопоннесской войны.
Заключение.
Источники.
Литература.

Купить .
Дата публикации:






Теги: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2024-12-21 16:49:46