Религии Миpа, Опыт запредельного, Психотехника и трансперсональные состояния, Тоpчинов Е.А., 2007.
Настоящая книга впервые была опубликована в 1997 году и сразу стала научным бестселлером: это была первая в отечественной, а в значительной степени и в мировой науке попытка представить религию в качестве целостного психологического феномена. Выдающийся ученый-религиовед Е.А. Торчинов (1956-2003) обосновал и развил принципиально новый психологический подход к истолкованию феномена религии, исходя из понятия глубинного религиозного опыта как особой психологической реальности и активно используя при этом разработки представителей трансперсональной психологии (С. Гроф и его школа). В книге исследуются тексты, фиксирующие или описывающие так называемые мистические практики и измененные состояния сознания. Во введении рассматривается структура религиозного опыта и его типы, вопрос о взаимодействии религии с другими формами духовной культуры (мифология, философия, наука). Первая-третья части посвящены рассмотрению конкретно-исторических форм религиозной практики изменения сознания (психотехники) с целью приобретения глубинного (трансперсонального) опыта. Рассматриваются формы шаманской психотехники, мистериальные культуры древнего Средиземноморья, сложнейшие формы психотехники, разработанные в религиях Востока - даосизме, индуизме, буддизме. Особая глава посвящена "библейским религиям откровений" - иудаизму, христианству и исламу. Особый интерес представляет собой глава "Каббала и Восток", в которой проводятся параллели между иудейским мистицизмом (каббала) и религиозно-философскими учениями индо-буддийской и дальневосточной традиций.
О ПОНЯТИИ "РЕЛИГИЯ".
Когда мы говорим о религиозном опыте, оба слова, формирующие это сложное понятие, нуждаются в определении. Иначе говоря, необходимо пояснение, что будет пониматься в исследовании под "религией" и что – под "опытом". Это, конечно, не означает, что здесь будет дана всеобъемлющая дефиниция того и другого, скорее речь идет о том, как эти слова понимаются автором и в каком смысле они будут употребляться ниже. Существует огромное количество определений религии, и поэтому, вероятно, нет смысла пытаться просто преумножить их в надежде предложить нечто исчерпывающее и всеобъемлющее, но поясним читателю, что имеет в виду автор, когда он употребляет слово "религия". Разумеется, y нас есть (или мы считаем, что y нас есть) некое интуитивное понимание того, что такое религия. Сколь бы ни отличались религии Дальнего Востока от православия, русский казак, попавший в Пекин XVII в., прекрасно понимал, где находится храм и отнюдь не принимал последний по ошибке за трактир или университет. Но как только с обыденного уровня мы переходим на уровень теоретический, сразу же появляется масса проблем и вопросов.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Часть I.РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ. МИСТЕРИАЛЬHЫЕ КУЛЬТЫ ДРЕВНОСТИ.
Глава 1.ШАМАНИЗМ.
Глава 2.МИСТЕРИЯ СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ: СТРАДАЮЩИЕ БОГИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОГО МИРА.
ЧАСТЬ II.РЕЛИГИИ ЧИСТОГО ОПЫТА: ДАОСИЗМ, ИНДУИЗМ, БУДДИЗМ.
Глава 1.ПСИХОТЕХHИКА В ДАОСИЗМЕ.
Глава 2.НАУКА ПСИХОТЕХHИКИ: ИHДУИСТСКАЯ ЙОГА.
Глава 3.РАСЦВЕТ ПСИХОТЕХHИКИ В БУДДИЗМЕ.
ЧАСТЬ III.ДОГМАТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ ОТКРОВЕНИЯ (БИБЛЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ).
Глава 1.СПЕЦИФИКА БИБЛЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ.
Глава 2.КАББАЛА И ВОСТОК.
Глава 3.ДОГМАТИКА И МИСТИКА В ХРИСТИАНСТВЕ.
Глава 4.ПРОФЕТИЗМ И МИСТИЦИЗМ В ИСЛАМЕ (СУФИЗМ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Купить .
Теги: Тоpчинов :: книги по религиоведению :: религиоведение :: религия :: философия
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Библейские истории, Гече Г., 1988
- Зороастрийцы, Верования и обычаи, Бойс М., 1994
- История религии, конспект лекций, Аникин Д.А.
- Хадж - пятый столп ислама, Рамазанов К., 2006
- Религиозные традиции мира, Иудаизм, христианство, ислам, учебное пособие, Михайлова Л.Б., 2013
- Индуизм, Каниткар В.П., Коул У.О., 2001
- Основы религиозных культур и светской этики, Основы буддийской культуры, 4-5 класс, Чимитдоржиев В.Л., 2010
- Язычество древних славян, Рыбаков Б.А.