Учебное пособие посвящено русской духовной культуре конца XIX в. Рассматриваются эстетические концепции В. Соловьева, Л. Толстого, В. Розанова. К. Леонтьева, анализируются художественные произведения, созданные Л. Толстым, Н. Ге, В. Гаршиным, и другими художниками. В книге исследуются закономерности историко-культурного процесса в России, особенности взаимодействия литературы с другими видами искусства.
Учебное пособие адресовано преподавателям литературы и МХК, студентам -гуманитариям и старшеклассникам, а также всем интересующимся историей русской культуры и литературы.
РУССКОЕ ИСКУССТВО 1880-Х ГОДОВ.
Современные литературоведы довольно часто повторяют мысль о доминировании литературы в русской культуре XIX в. Русская музыка и живопись этого времени были в значительной степени ориентированы на литературу. Чтобы увидеть связь музыки с русской классической литературой, достаточно перечислить названия опер, написанных в 80-е годы: “Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова (по драме А.Н. Островского); “Князь Игорь" А.П. Бородина; “Мазепа", “Черевички", “Чародейка", “Пиковая дама” П.И. Чайковского и другие произведения. Связана с литературой—как образами персонажей, так и сюжетами—была и русская живопись (достаточно вспомнить часто проводимые параллели — Н.А. Некрасов и В.Г. Перов, А.П. Чехов и И.И. Левитан и т.п.). Полных аналогий между литературой, музыкой и живописью, естественно, быть не может: каждый вид искусства развивался достаточно автономно, и своеобразие их путей к концу XIX в. стало постепенно усиливаться. При этом музыка и живопись воспроизводили тенденции, проявившиеся до этого в литературе, обычно с некоторым опозданием. Так, программа натуральной школы в русской литературе 1840-х годов (опора на точное воспроизведение действительности, преимущественное изображение низших слоев общества—“народа",— стремление выйти на широкую “демократическую” аудиторию) была частично повторена в программах передвижничества (1870-е годы и позднее) и “Могучей кучки” (1860-е— первая половина 1870-х годов).
Прежде всего следует указать на исключительное многообразие художественных тенденций русского искусства последней трети XIX в., проявившееся как в стилевых поисках художников, так и в ассимиляции культурного наследия разных эпох и национальностей—древнерусской культуры, античности, культуры западно- и восточноевропейской, и азиатской, а также в усиливавшемся стремлении к философским обобщениям.
СОДЕРЖАНИЕ.
Предисловие.
“Основной вопрос" периода.
Самосознание литературного периода.
А.П. Чехов. Скучная история.
Социокультурная ситуация 1880—90-х годов.
Русское искусство 1880-х годов.
Особенности русского литературного процесса 1880-х годов 46 “Мир культуры” в русской литературе конца ХIХв.
Художественный мир повести Л.Н. Толстого “Смерть Ивана Ильича".
Вместо заключения.
Источники и литература.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Очерки истории русской культуры, Кондаков Б.В., 1995 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по культурологии :: культурология :: Кондаков
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- История культуры средних веков и Возрождения, Богатырева Е.Н., 2016
- Культурология, Багновская Н.М., 2019
- Абсурд в языке и коммуникации, Федорова Л.Л., 2020
- Культура академического письма, Мухторов З.М., 2015
Предыдущие статьи:
- Мировая художественная культура, 10 класс, часть 2, Рапацкая Л.А., 2016
- Мировая художественная культура, 10 класс, часть 1, Рапацкая Л.А., 2013
- Основы стилистики, культуры речи и риторики, учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов, Борисова И.Н., Купина Н.А., Матвеева Т.В., 1995
- Культура и политические системы стран Востока, Борзова Е.П., Бурдукова И.И., 2008