Мировое дерево, Универсальные знаковые комплексы, Том 1, Топоров В.Н., 2010.
В книге собраны работы разных лет, фундирующиеся вокруг темы мирового дерева. Эти работы, представляющие части обширного замысла, автор считал своим главным научным трудом.
Мировое дерево (arbor mundi, «космическое» древо) — мифопоэтический образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Он засвидетельствован практически повсеместно в чистом виде или в вариантах — «древо жизни», «древо центра», «небесное древо», «шаманское древо», «древо познания» и т. п. В известном смысле мировое дерево является моделью культуры в целом.
Образ мирового дерева реконструируется на основе мифологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства, архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари, ритуальных действиях.
Впервые публикуются полные авторские версии статей для энциклопедии «Мифы народов мира».

«Мировое дерево» как универсальный знаковый комплекс.
Одним из наиболее распространенных воплощений УЗК нужно считать .мировое дерево, образ некоей универсальной концепции, определявшей в течение долгого времени модель мира в мифологических традициях Старого и Нового Света. Мировое дерево стало синтетическим средством, описывающим в мифопоэтической традиции мир. Так, оно символизирует пространственную структуру мира. Тройное членение по вертикали (верх—середина— низ, соответственно ветви—ствол—корни; птицы—копытные—змеи или другие хтонические животные; солнце, месяц, звезды—человек, жилище— атрибуты подземного царства; голова—туловище—ноги; положительное-нейтральное—отрицательное и т. п.) идеально отвечает представлению о динамической целостности и в силу этого может рассматриваться как модель-схема любого динамического процесса, предполагающего триаду: возникновение—развитие—упадок.
Схема мирового дерева в ее горизонтальной трактовке предполагает четверичное членение (передний—задний—правый—левый; север—юг—восток—запад; весна—осень—лето—зима; четыре бога, четыре мифологических героя, четыре ветра, четыре растения, четыре животных, четыре цвета, четыре элемента и т. д.) плюс выделение центра (как места пересечения и тем самым связи вертикали с горизонтальной плоскостью и как места пересечения линий связи четырех координат горизонтальной плоскости). Горизонталь же символизирует ситуацию ритуала: жертва, объект почитания, жертвователь — в центре, участники ритуала — справа и слева. Четырехчленная структура мирового дерева по горизонтали соответствует образу статической целостности, идеально устойчивой структуре. Числовая характеристика мирового дерева обычно константна — семь (три + четыре); ср. семь ветвей дерева, семь птиц, семь небес, семь светил, семь этажей подземного царства, семь мест по горизонтали в изображении ритуала и т. д., чему соответствуют и другие многочисленные в мифопоэтической традиции примеры использования семи как совершенного числа [ср. семь (плюс—минус два) как константу, определяющую глубину человеческой памяти]; разумеется, сакрально отмечены также три (сферы Вселенной, высших ценности, божественных персонажа, героя сказки, члена социальной структуры, социальные функции, попытки, повторения и т. д.) и четыре (см. выше).
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Вяч. Вс. Иванов. Мировое дерево в семиотическом мире В. Н. Топорова.
К вопросу об универсальных знаковых комплексах.
Первобытные представления о мире (общий взгляд).
К происхождению некоторых поэтических символов.
Палеолитическая эпоха.
К реконструкции некоторых мифологических представлений (на материале буддийского изобразительного искусства).
Заметки о буддийском изобразительном искусстве в связи с вопросом о семиотике космологических представлений.
О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева».
О космологических источниках раннеисторических описаний.
Из позднейшей истории схемы мирового дерева.
«Мировое дерево». Опыт семиотической интерпретации.
«Мировое дерево»: универсальный образ мифопоэтического сознания.
По окраинам греческого мира. К образу мирового дерева.
Пространство и текст.
Тезисы к предистории «портрета» как особою класса текстов.
К реконструкции мифа о мировом яйце (на материале русских сказок).
О двух праславянских терминах из области древнего права в связи с индоевропейскими соответствиями.
1. Праславянское vьrvь и его продолжения.
Из статьи « Vilnius, Wilno, Вильна: город и миф».
Из книги «Предистория литературы у славян: Опыт реконструкции (Введение к курсу истории славянских литератур)».
Из статьи «Флейта водосточных труб и флейта-позвоночник (внутренний и внешний контексты)».
Первые публикации статей.
Купить .
Теги: учебник по истории :: история :: Топоров
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Среднеперсидский манихейский язык, грамматический очерк, Чунакова О.М., 2014
- История Казахстана, Макурина Е.В., 2013
- Новейшая история, 1917-1939 год, 9 класс, Кузьмичев П.М., Левин Г.Р., Орлов В.А., Фураев В.К., 1973
- Вторая мировая война, Большой иллюстрированный атлас, Бичанина З.И., Креленко Д.М., 2018
- История России, С древнейших времен до конца XIX века, Ляпанов А.В., Тряхов И.С., 2021
- Атлас к учебному пособию История Татарстана, Хузин Ф.Ш., Гилязов И.А., Пискарев В.И., 2001
- Проверочная работа по ИСТОРИИ 7 КЛАСС, вариант 2, 2021
- Челябинская область, Контурные карты по истории, 5-9 классы, Захарова Е.Ю., 2020