Свобода воли, Иллюзия или возможность, Волков Д., 2018.
Многие открытия в нейронауке и социальной психологии ставят под сомнение наличие свободы воли. Они показывают, что поступки людей определяются социальным контекстом и неосознаваемыми процессами в мозге. Но следует ли из этого, что человек никогда не может принимать решения сам и что у нас просто нет альтернатив действиям? А если это так, если свобода воли — иллюзия, возможно ли считать других людей ответственными за их поступки? Книга позволяет найти ответы на эти сложные, запутанные вопросы. В ней автор защищает компатибилистскую теорию — позицию, согласно которой свобода и ответственность совместимы с современными научными представлениями об устройстве мира. Кроме того, в ней предложены решения и других философских головоломок, связанных со свободой: проблемы тождества личности и ментальной каузальности.
В книге представлен экскурс в аналитическую философию конца XX — начала XXI века, рассматриваются взгляды современных западных и российских философов, а также разрабатывается теория, которую можно назвать нарративной теорией свободы и ответственности. Это — результат многолетних исследований автора.
Текст предназначен для философов, историков философии, специалистов по этике и философии сознания, юристов, нейроученых и психологов, занимающихся вопросами принятия решений, свободы и ответственности, а также всех заинтересованных читателей.
Корреляция ментальных состояний и действий.
Среди всего множества процессов и событий можно выделить то, что являются действиями. Особенность действий в том, что они предполагают наличие агента, действующего активного субъекта. Действия каким-то образом связаны с агентом и его психическими состояниями. Но какова эта связь и чем различаются события в жизни агента и его действия? Американский философ Д. Дэвидсон задастся подобными вопросами в эссе «Агентность»: «В каких событиях в жизни личности проявляется агентность? Что является ее действиями и поступками в отличие от того, что просто случается в ее истории? Какая отличительная черта характеризует ее действия?» [Davidson 1980, 43]. Сегодня я проснулся рано утром, разбуженный звуком скрипки, на которой кто-то занимался, умылся, побрился, налил себе чашку кофе, споткнулся о ковер и разлил кофе по неуклюжести. Часть из того, что случилось, — мои действия, а часть — просто события из моей жизни. Так, пробуждение и спотыкание — события, а остальное — действия. Но чем они отличаются?
Кажется, действиями являются тс события, которые объясняются внутренними состояниями агента. И кажется, что внутренние состояния агента объясняют действия. Это утверждение разделяют многие аналитические философы, например А. Макинтайр. В монографии «После добродетели: исследование теории морали» он пишет: «Определить событие как действие означает... дать ему такое описание, чтобы это событие разумно и логично проистекало из намерений, мотивов, стремлений и целей агента-человека» [MacIntyre 2007, 209]. От других событий действия отличаются тем, что у них есть описание, логически проистекающее из психических состояний агента.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА МЕНТАЛЬНОЙ КАУЗАЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ.
I. Аргументы в пользу ментальной каузальности.
1. Связь проблем ментальной каузальности и свободы воли.
2. Корреляция ментальных состояний и действий.
3. Два типа возможных связей между ментальными состояниями и действиями.
4. Доводы против каузальной связи действий и ментальных состояний.
5. Доводы Д. Дэвидсона в пользу каузальной связи.
II. Проблема ментальной каузальности в современной аналитической философии.
1. Аргумент исключения Дж. Кима против ментальной каузальности.
2. Аргумент супервентности против каузального влияния одних ментальных состояний на другие.
III. Решение проблемы ментальной каузальности в локальном интеракционизме.
1. Ключевые положения локального интеракционизма.
2. Аргумент каузальных траекторий в пользу ментальной каузальности и против локальной супервентности.
3. Возражения на Аргумент каузальных траекторий.
IV. Решение проблемы ментальной каузальности в биологическом натурализме Дж. Сёрла.
1. Ключевые положения биологического натурализма Дж. Сёрла.
2. Иллюстрации к каузальным связям в биологическом натурализме.
3. Внутренние противоречия теории Дж. Сёрла.
4. Недостатки проведенных аналогий и иллюстраций.
V. Решение проблемы ментальной каузальности в телеофункционализме Д. Деннета.
1. Ключевые положения телеофункционализма Деннета.
2. «История двух черных ящиков» как иллюстрация каузальной эффективности высокоуровневых свойств.
3. Интерпретация мысленного эксперимента.
4. Критика телеофункционализма и возможные ответы.
VI. Решение проблемы ментальной каузальности.
1. Аргумент обобщения Н. Блока против Аргумента исключения.
2. Контрпример к Аргументу исключения. Библиотека первых изданий.
3. Что не так с Аргументом исключения Дж. Кима?.
VII. Итоги первой главы.
ГЛАВА 2. СВОБОДА ВОЛИ И ДЕТЕРМИНИЗМ.
I. Проблема соотношения свободы, детерминизма и индетерминизма.
1. Свобода воли и детерминизм.
2. Свобода воли и индетерминизм. Аргумент случайности.
3. Дилемма свободы воли: соотношение с детерминизмом и индетерминизмом.
4. Альтернативные позиции по вопросу свободы воли конца XX — начала XXI в.
II. Решение проблемы свободы воли в либертарианстве Р. Кейна.
1. Этапы либертарианской кампании.
2. Свобода воли и детерминизм несовместимы.
3. Свобода воли и индетерминизм совместимы.
4. Возражения к теории Кейна.
III. Свобода воли и моральная ответственность в жестком инкомлатибилизме Д. Перебума.
1. Свобода воли и индетерминизм несовместимы.
2. Свобода воли и детерминизм несовместимы: Аргумент манипуляций.
IV. Обоснование суперкомпатибилизма.
1. Возражение на Аргумент манипуляций.
2. Возражение на Аргумент исчезающего агента.
V. Итоги второй главы.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ТОЖДЕСТВА ЛИЧНОСТИ И МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
I. Событийный каузализм как угроза тождеству личности.
1. Связь вопроса о тождестве личности с проблемами моральной ответственности и свободы.
2. Событийный каузализм.
3. Проблема единства и тождества личности.
II. Современные классические теории тождества личности.
1. Психологический подход.
2. Биологический подход Э. Олсона.
3. Субстанциональный подход и его сторонники.
III. Критика классических подходов с помощью Аргумента пяти трансплантаций.
IV. Теория личности Д. Деннета.
1. Мысленный эксперимент «Где я»?.
2. Личность как результат эволюции.
3. Критерии личности.
V. Нарративный подход к вопросу тождества личности.
1. Конструкция характеризующего биографического нарратива.
2. Преимущества нарративного подхода.
3. Возражения к нарративному подходу.
VI. Личность как центр нарративной гравитации.
1. Полезные аналогии, проясняющие, что такое личность.
2. Эмпирические доводы в пользу концепции Центра нарративной гравитации.
VII. Итоги третьей главы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИ.
Купить - djvu .
Купить .
Теги: учебник по философии :: философия :: Волков
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Мысли и высказывания, Цицерон М.Т., Бутромеев В.В., Бутромеев В.П., 2011
- Культура общества потребления, философские, психологические, социологические аспекты, Ильин А.Н., Панищев А.Л., 2014
- Дэвид Юм и современная философия, сборник статей, Касавина И.Т., 2012
- Дао, философия жизни китайцев, 2013
- История современной философии, единство философской мысли, Бибихин В.В., 2014
- Существует ли женщина, Соммэр Д.С., 2012
- Что мы думаем о машинах, которые думают, Брокман Д., 2017
- Последнее изобретение человечества, Баррат Д., 2015