В начале было слово. И сегодняшний мультимедийный мир по-прежнему общается с помощью кратких посланий, которые должны одинаково искусно достигать и разума, и чувств — иначе автор просто не будет услышан в огромном потоке информации. Более того, благодаря новым технологиям граница между автором и читателем размыта до предела — и писателем становится каждый, кто хочет быть услышанным.
Меж тем искусство создания текстов малых форм требует особого мастерства, которое и помогает обрести эта книга. Она предназначена для активных людей любых возрастов и профессий, неравнодушных к окружающему миру. Такие люди верят в силу слова и хотят научиться еще лучше эту силу извлекать: поэтично, кратко, талантливо, искренне — и профессионально.
По этой книге поэты и писатели научатся достигать неземных творческих и профессиональных высот. Но и школьник научится весело писать классные сочинения, а его учитель литературы — обучать искусству создания текстов. Студент и ученый отточат навыки создания эссе и статей, а блоггер и журналист — уникальный стиль. Менеджер придаст человеческое лицо описаниям проектов, а рекламист — добавит креатива презентациям.
Автор книги Наталья Гарбер — журналист, писатель и поэт, программный директор Международного писательского форума — более 20 лет занимается развитием творческих способностей. Этот учебник-энциклопедию она создала на базе курса писательства, многократно прочитанного ею для самых разных людей, от шустрых школьников с iPod’aми до ученых медлительных старцев. Этот курс доступен всем. Он помогает писать лучше и быть счастливей на любом этапе жизни и карьеры. В наше время владеть словом должен каждый. Возьмите эту книгу и сделайте свой шаг к высотам писательства прямо сейчас. Ибо сейчас — самое время.
Дар — это поручение, или Зачем люди пишут.
Несколько лет назад, поступив на Высшие литературные курсы, я обнаружила, что среди слушателей Литинститута есть люди, которые в итоге обучения перестают писать художественную прозу или поэзию, — ибо неловко как-то после Пушкина и Пастернака своими несовершенными творениями космос засорять.
И в этом есть свой смысл — если человек писать начал от недостатка образования, а не от душевного порыва, то, получив это образование, находит и верный порыв, и верное ему применение. Например, уходит в журналисты или редакторы, в литературные агенты или рекламисты, в книготорговцы или медиаменеджеры, а то и вовсе в семью или совершенно нелитературный бизнес. Все работы хороши, выбирай на вкус.
Содержание.
Введение. Малая проза и поэзия как путь.
Зачем и для кого эта книга?.
Главные темы этой книги.
Итак, зачем эта книга вам?.
Глава 1. Зачем писать? Причины и цели, стиль и самосовершенствование писателя.
«Детская» креативность.
Дар — это поручение, или Зачем люди пишут.
Учеба и работа.
Графомания.
Самопознание, призвание и страсть.
Зачем писателю учиться?.
Профессиональное чтение как источник и компас вашего творчества.
Природа и искусство стиля.
Практикум «Сам себе редактор».
Задание. Анализ и синтез стиля — Ваш и Вашего любимого писателя.
1. Каков стиль Вашего любимого писателя?.
2. «Ваш авторский стиль».
3. Тест «Каков Ваш творческий потенциал?».
4. Прочтите статью Льва Толстого «Об искусстве» целиком.
Глава 2. С чего начать? Дневник писателя.
Соотношение реального и художественного хронотопов в дневнике.
История и типология дневникового жанра.
Дневник экстраверта. Путешественник по жизни.
Дневник интроверта. Аутотерапия словом для счастливых невротиков.
Дневник переломного периода.
Поток сознания. Дневник как техника возрождения себя. Задание. Тест на творческий возраст и дневник работы с «внутренним» редактором.
1. Тест «Творческий возраст».
2. История про «внутреннего редактора».
3. Дневник писателя.
Глава 3. О чем писать «художественное»?
Мемуары как проба пера. Композиция текста: от идеи до сюжета.
Мемуары как неизбежное.
Рецептура сюжета: придумать, расположить, изложить, захватить.
Как построить сюжет?.
Как сделать историю захватывающей?.
Пленэр как мемуары, или Как заставить
коллекционера купить серию картин целиком?.
Три шага к идеальному сюжету.
Задание. История на базе генограммы.
ваши первые «мемуары».
1. Тест «Ваша наблюдательность».
2. Постройте генограмму Вашей семьи на 3—4 поколения, считая от себя.
3. Опишите мифы, страхи и желания Вашей семьи.
4. Напишите рассказ о Вашей семье.
Глава 4. Как создать героя? Конструируем новых людей.
Образ героя.
Эволюция героя сквозь сюжет. Конфликт, конфликт, еще раз конфликт.
Чем занять героя? 4 типа конфликтов на базе 36 базовых сюжетов Жоржа Польти.
Как заставить героя совершать подвиги?.
Пример формирования сюжета.
Как мы сочиняли повесть об Алле.
О! — писательство. Как описать чувства, мысли и действия героя?.
Магнолия. Сказка о творческом пути художника.
Задание. Неотразимые образы у классиков: я встретил вас, и все былое.
1. История о героях, ведомая сюжетом любви и ненависти, социального конфликта, страшного бедствия или (анти) божественной идеей.
2. История о Вашем любимом писателе.
3. Тест на лидерство. для Вашего лирического героя.
Глава 5. Как это сказать по-русски? Описание, образ, метафора. Записная книжка как копилка писателя. Секреты идеального текста. Работа с творческим ступором.
Техники образного описания.
Образ в произведении.
Метафора и сравнение.
Записная книжка писателя.
10 секретов идеального текста.
Технология и искусство.
Просветление «в лису».
«Идеальная» история «из ничего».
Пробиваем творческий ступор.
Секреты сочинительства в моменты, когда «не пишется».
Задание. Ваша авторская «аптечка первой помощи».
1. Составьте Ваш список «авторских метафор».
2. Напишите Ваш личный комплект «10 секретов писательства от великих».
3. Определите Ваш идеальный график, место и стиль писательства. Как Вам лучше всего пишется? Как Вам лучше всего писать? Какие техники пробивания творческого ступора лучше всего Вам помогают?.
Глава 6. В каком жанре? Малая, средняя, калейдоскопическая, большая проза: от видения и новеллы до сборника и романа.
Видение, новелла, литературный очерк.
Рассказ.
Повесть.
Сборник историй, роман-калейдоскоп, роман.
Фрактальное построение «большой вещи» из малой прозы. Снегопад вместо «снежинки».
Фрактальный мир собрания малой прозы.
Линейное построение сборника малой прозы и прочая: элементарный фрактал.
Фрактальное построение большой вещи из малой формы.
Задание. «Фрактальная сборка» вашей «большой вещи» из трех произведений.
1. Одна история в трех жанрах.
2. Тест на решительность.
3. Ваша «Шестая повесть Белкина».
Вливаемся в ряды классиков.
Глава 7. «В строчку» или «в столбик»? Лироэпика и драматургия поэзии.
Лирика как образ мышления автора.
Лироэпика в прозе и поэзии.
Поэма — «большая лироэпика» в стихах.
или прозе.
Эпос как форма малой прозы и поэзии.
Драматургия текста: от комедии до трагедии.
Комедия, сатира и трагедия как жанры.
Трагедия Нового времени как источник творчества. На грани прозы и поэзии: стихотворения в прозе, хокку и танка, верлибр.
Задание. Стихи «в строчку» и «в столбик».
1. 10 стихотворений «Мировая поэзия для меня — это.».
2. Переложите пьесу Ибсена «Кукольный дом» в стихотворение в прозе, размером нс более одной
страницы. Можно прозой, но если где проскочит рифма — очень хорошо.
3. Возьмите шедевр Чехова «Вишневый сад» и напишите серию стихотворений в прозе о нем в разных форматах: лирика, эпос, лироэпика, комедия, сатира и трагедия. Можете быть афористичны.
4. Переложите в верлибр стихотворение в прозе Тютчева «Я видел спор двух близнецов».
5. Переложите в японскую поэтическую форму хокку стихотворение в прозе Тютчева «Когда меня не будет». Если Вам не хватит объема хокку, пользуйтесь формой танка.
Глава 8. Как писать стихи? Фрактальное производство поэзии.
Поэзия жизни в рифму смерти.
«Поэтическая кухня»: чувство стихии, одержимость, творческое рабство.
Одержимость поэзией.
Поэзия как творческое рабство.
Технология создания поэтических шедевров «по Маяковскому и Ко».
Как услышать свой шедевр?.
Воронка ритма: от главной рифмы к архитектонике и звучанию стиха.
Неизбежная трагедия поэта: фламенко песенного дара. Без комментариев.
Задание. Вкус поэзии.
1. Напишите стихотворение о судьбе современного поэта по технологии создания поэтических шедевров от «Маяковского и Ко». Можете технологию развить.
2. Стихотворения «от ощущения» — про вкус, картину или запах, тоже по технологии.
3. Стихотворение «на музыку», технологичное и музыкальное.
4. Стихотворение «В поисках героя».
Глава 9. Образ текста в восприятии читателя. Звучащее и зримое письмо.
Писатель и читатели среди обертонных вершин литературы.
Обертонная звукопись текста.
Кому мы пишем?.
Ваши первые читатели.
Российский массовый читатель — портрет без иллюзий.
Живопись текста как работа писателя.
«Истории в картинках».
Поэзия «невидимого в очевидном»: как распознать текст в изображении?.
Технология построения «визуальной поэзии».
Как превратить «картины» в «текст»?.
Задание. Ваша звучащее и зримое слово — в сотрудничестве с первыми читателями.
1. «Обертонное» стихотворение.
2. Ваши первые читатели. И первые чтения.
3. «Живо-описанное партнерство».
Глава 10. Бренд малой прозы и поэзии: все так же, только радостнее.
Как забрендить ваш шедевр?.
Брендовый шедевр.
Малая проза и поэзия как принципиальный не-бестселлер.
Строим бренд автора малой прозы и поэзии «дня понимающих».
Образ целевой аудитории малой прозы и поэзии.
Социально-демографический портрет
нашей читающей аудитории.
Характер жизненного пути и место наших читателей в мире.
Ценности и цели сообщества малой прозы и поэзии. Обертоны малой прозы и поэзии: «Все так же, только радостнее».
Задание. Бренд Вашей малой прозы и поэзии.
1. Сформулируйте Ваш личный бренд по модели, представленной в этой главе.
2. Опишите свою целевую аудиторию, включая ее ценности и цели, а также характер идеальных, желаемых Вами отношений читателей с Вашими произведениями.
3. Напишите произведение, являющееся «символом веры» Вашего творчества.
Глава 11. Как автору малой прозы и поэзии стартовать в XXI веке?.
Образование и первые публикации авторов малых форм.
В погоне за славой: Сеть, конкурс, коммерческое писательство.
Место под солнцем для начинающего автора.
Писательство как профессия.
Союзы писателей, съедаемые микроорганизмами.
Самостоятельное плавание в бурном море на многовесельной лодке.
Задание. Ваша писательская стратегия.
1. Сформулируйте стратегию Ваших публикаций на три года вперед.
2. Ваша звездная публикация: сделайте это!.
3. Напишите свою будущую писательскую историю: вот на закате дней своих я вспоминаю.
Глава 12. Жизнь в литературе. Былины и были современных авторов и героев малых форм.
Храбрость называться собой.
Повиновение судьбе.
Гармония как обязанность.
Чем хуже, тем лучше.
Парадоксы писательской судьбы.
Чудаки на пути к глобализации.
Эмиграция и репатриация как литературный прием.
Задание. Планируем литературную экспансию.
1. Погуляйте по Интернету по страницам упомянутых в этой главе авторов и уточните круг близких Вам персон и направлений.
2. Уточните Ваш бренд, стратегию публикации и сценарий писательской судьбы с учетом открывшихся возможностей и возможных контактов.
3. Тест «Ваш радостный писательский стресс».
Заземляемся, дамы и господа!.
Глава 13. Переписка и публицистика писателя: разговор без маски Бога.
Приватная публицистика, или Письма для лиц, принимающих решения.
Карта вашего путешествия к успешной публикации.
Эссе для печати. Комментарий писателя к самому себе.
Секреты продающего текста: как донести, не расплескав?.
Не полюбишь — не продашь.
Воображаемый разговор Пушкина с Александром I как «продающее эссе».
Примечания.
Дополнительное разъяснение об истории и вариантах данного послания.
О том, что философствовать — значит учиться умирать. Без комментариев.
Задание. Подводя итоги.
1. Составьте карту для фрагмента письма Николая Гоголя из «Выбранных мест из переписки с друзьями»:
2. Напишите «продающий» текст для своего шедевра.
3. Письмо-эссе об опыте, приобретенном при прочтении этой книги.
Заключение. О смысле жизни автора малой прозы и поэзии XXI века.
Отзывы экспертов и участников Школы малой прозы и поэзии.
Задание. Далее везде.
1. Напишите себе напутствие «от великих», «вместе с великими», «сквозь великих».
2. Приходите учиться и сотрудничать в Школу малой прозы и поэзии.
Приложение. Об авторе.
Визитная карточка Натальи Гарбер.
Из пресс-кита автора.
О проекте «Школа малой прозы и поэзии»
для сайта Натальи Гарбер www.nataliagarber.ru.
«Школа гениев. малой прозы и поэзии».
Отзыв на 4-ю обложку книги Натальи Гарбер «Секреты Царевны-Лягушки» (Ростов н/Д: ИД «Феникс», 2012).
Трепетная вещь в себе.
Отзыв на 4-ю обложку романа-калейдоскопа Натальи Гарбер «Джем» (2010).
О представлении на конкурс малой прозы журнала «Октябрь» рассказов Натальи Гарбер «Перевал», «Космонавт» и «Этюд».
Новелла «Слово, к которому сбегаются чувства» Натальи Гарбер.
Об авторской позиции лауреатов конкурса Министерства культуры Мордовии «Рождественская звезда», в числе которых в 2007 году была Наталья Гарбер с серией стихотворений «Воссоединение».
О критериях отбора конкурса «Заветному звуку внимая», дипломантом которого стала поэма «Кантата мира» Натальи Гарбер (2005).
Литература.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Как писать в XXI веке, учебник для начинающих, Энциклопедия для профессионалов, Вызов для всех, Гарбер Н., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: энциклопедия по литературе :: литература :: Гарбер
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Словарь персонажей произведений Достоевского Ф.М., Кэнноскэ Н., Мещеряков А.Н., 2011
- Русские писатели, Биобиблиографический словарь, А-Л, Николаев П.А., 1990
- ОГЭ, литература, справочник с комментариями ведущих экспертов, Багге М.Б., Белова М.Г., 2019
- Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков, Глинкина Л.А., 1998
Предыдущие статьи:
- Словарь эпитетов Тургенева И.С., Бесперстых А.П., 2017
- Иллюстрированный словарь пословиц и поговорок для детей, Ликова Г.М., 2013
- Энциклопедия для детей, том 9, русская литература, часть 1, От былин и летописей до классики XIX века, Аксёнова М., Володихин Д., Поликовская Л., 2008
- Энциклопедический словарь юного литературоведа, Новиков В.И., 1988