История русской культуры, Часть 2, Березовая Л.Г., Берлякова Н.П., 2002.
Изучение истории русской культуры авторам учебника видится чрезвычайно важным компонентом современного гуманитарного образования. Вторая часть включает разделы «Модели русской культуры нового времени» и «Культурные поиски новейшего времени». Хронологически охвачен период с начала XIX в. до наших дней.
ТРАДИЦИОННЫЕ И ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ВАРИАНТЫ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Феномен усадьбы конца XVIII—XIX вв.
Усадебная культура — чисто русское явление. Русское родовое боярство и дворянство не имело укрепленных замков и верных вассалов. Русское дворянство никогда не имело власти — оно служило ей. На Западе землею владели по праву завоевания, в России — в качестве пожалованья за службу. В России самодержавие не расслаивалось на права отдельных территорий — оно выступало слитной силой. Отличие культуры дворянских усадеб в России от мира крупных феодалов средневековой Европы было заложено изначально. Русские самодержцы, раздавая земли дворянам, не жаловали крупные владения в одном месте, чтобы не создавать искушения внутренних междоусобиц и желания соперничать с государем. Даже крупнейшие землевладения в России, в отличие от Запада, были разбиты на пять-шесть, а иной раз и на десяток небольших поместий в разных концах страны. Поэтому усадьба в России не имела политического значения и редко представляла собой весомую экономическую единицу.
Таким образом, усадьба может рассматриваться как культурное явление, связанное с поместным дворянством. С исследовательской точки зрения, главной проблемой является установление соотношения «центральной», столичной культуры и территориального феномена помещичьей усадьбы. В литературе об усадьбах часто используют поэтические понятия «дворянское гнездо», «родовое гнездо», «культурное гнездо».
Концепция «культурного гнезда» и типология усадебной культуры. Пространство, разделявшее новаторство петровской культуры и прежнюю культурную традицию, спустя столетие стало заметно сокращаться. Сколько бы ни говорили о насильственном и неорганичном характере «петровского культурного переворота», даже самые яростные противники великого императора в начале XIX в. должны были признать бесповоротность произошедших изменении. В первой половине XIX в. стало ясно, что светская культура просвещенческого типа прижилась в России.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел I
Модели русской культуры нового времени. XIX — начало XX вв.
Глава 1. Традиционные и периферийные варианты культуры нового времени
§ 1. Феномен усадьбы конца XVIII—XIX вв
§ 2. Культурная среда русской провинции
§ 3. Традиционная культура крестьянского мира в новое время
Глава 2. Модель либерально-демократической интеллигентской культуры середины XIX в
§ 1. Новая волна просвещения и «дух времени» реформаторской эпохи 60—70-х гг
§ 2. Эстетическая концептуализация литературоцентризма
§ 3. Идеалы и герои русской литературы классического периода
§ 4. Феномен «передвижничества» в русской школе реалистического искусства
Глава 3. «Серебряный век» русской культуры
§ 1. Философские, психологические и художественные истоки «нового искусства»
§ 2. Самосознание интеллигенции начала XX в
§ 3. Символизм как «жизнестроительство» и как язык культуры
§ 4. Модерн в России
§ 5. Русский авангард: вопросы и ответы
Глава 4. Массовая н демократическая культура в начале XX в
§ 1. Массовая городская культура в России
§ 2. Герои и идеалы реалистической литературы начала XX в
Раздел II
Культурные поиски новейшего времени. XX век
Глава 1. Модернизационные и революционные процессы в русской культуре 20-х гг
§ 1. Утопия революционного прорыва к творчеству будущего
§ 2. Формирование культурной политики советской власти в 20-е гг
§ 3. Унификация и учительство — шаги к тоталитарности и идеологизации в культуре
Глава 2. Культура русской пореволюционной эмиграции
§ 1. Место эмигрантской культуры в истории отечественной культуры
§ 2. Интеллектуальный мир и литература русского зарубежья в 20—30-е гг
§ 3. Судьбы русского искусства в условиях эмиграции
Глава 3. Феномен советской культуры 30—80-х гг
§ 1. Культура как средство и объект государственной политики
§ 2. Человек в системе тоталитарной культуры: трансформация идеала и системы ценностей
§ 3. «Идеальные пространства», «идеальные люди», «идеальные события» в культуре социалистического реализма
§ 4. Формы духовного сопротивления тоталитаризму
§ 5. Конец утопии и разоблачение мифов. Эффект «оттепели»
§ 6. Культурное «двоемирие» позднего советского общества
Глава 4. Культурные проблемы постсоветского времени
§ 1. Культурные процессы в условиях деструкции советского общества
§ 2. Культурные тенденции и феномены постсоветского общества.
Купить .
Теги: учебник по культурологии :: культурология :: Березовая :: Берлякова
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Этикет делового общения, Шеламова Г.М., 2010
- История культуры народов мира, Расцвет Византии, Арабские завоевания, Вейс Г., 2006
- История культуры народов мира, Прекрасная эпоха, Европа, XIX-XX веков, Вейс Г., 2005
- История американской культуры, Кузнецова Т.Ф., Уткин А.И., 2010
- Информационно-коммуникационные технологии в сфере культуры, Сумина Г.А., 2011
- Картина мира в пословицах русского народа, Даниленко В.П., 2017
- История культуры народов мира, Высокое Возрождение, Итальянский Ренессанс, Вейс Г., 2005
- История культуры народов мира, Великие христианские государства, Англия, Франция, Германия, XIV-XVI века, Вейс Г., 2005