Основные понятия истории искусств, Проблема эволюции стиля в новом искусстве, Вёльфлин Г., 2009.
Книга Г. Вельфлина «Основные понятия истории искусств» является в науке первой попыткой дать точную и сжатую характеристику стилей, толкуемых обыкновенно весьма расплывчато. Впервые в этой книге автор создает образцовую терминологию и методологию для научной истории искусств.
Издание представляет интерес для преподавателей, студентов и широкого круга читателей.
Линейность (графичность, пластичность) и живописность, осязательный и зрительный образ.
Желая выразить в самых общих терминах различие между искусством Дюрера и искусством Рембрандта, мы говорим, что Дюрер графичен, а Рембрандт живописен. При этом мы чувствуем, что такая характеристика определяет различие не только личностей, но также целых эпох. Западная живопись, бывшая в XVI веке линейной, в XVII развилась главным образом в сторону живописности. Хотя существует только один Рембрандт, однако всюду произошла разительная перемена зрительных навыков, и кому интересно уяснить свое отношение к видимому миру, тот должен прежде всего отдать себе отчет в этих двух кардинально различных способах видеть. Живописный способ — способ позднейший и без линейного способа, конечно, немыслим, но он не является высшим в абсолютном смысле этого слова. Линейный стиль создал ценности, какими не обладает и не хочет обладать стиль живописный. Это два миросозерцания, по разному ориентированные в смысле вкуса и интереса к миру, каждое из которых, однако, способно дать законченную картину видимого.
Хотя в феномене линейного стиля линия означает только одну часть вещи, и контур неотделим от очерчиваемого им тела, однако, все же можно воспользоваться популярным определением и для начала сказать: графический стиль видит в линиях, живописный — в массах. Видеть линейно значит, в таком случае, что смысл и красота вещей отыскиваются прежде всего в контурах — и у внутренних форм есть свои контуры. — что глаз движется вдоль границ и как бы ощупывает края предметов, между тем как видение в массах имеет место там. где внимание отвлекается от краев, где контур в качестве зрительного пути стал более или менее безразличен глазу, и основным элементом впечатления являются предметы как видимые пятна. При этом безразлично, говорят ли такие пятна как краски или же только как светлости и темноты.
СОДЕРЖАНИЕ
Р. Пельше — О факторах развития искусства
Введение
I. Линейность и живописность Общие замечания
Рисунок
Живопись
Пластика
Архитектура
II. Плоскость и глубина
Живопись
Пластика
Архитектура
III. Замкнутая и открытая форма (тектоничность и атектоничность)
Живопись
Пластика
Архитектура
IV. Множественность и единство (множественное единство и целостное единство)
Живопись
Архитектура
V. Ясность и неясность (безусловная и условная ясность)
Живопись
Архитектура
Заключение
Перечень иллюстраций
Указатель имен.
Купить .
Купить .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: Вёльфлин
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Литературные сюжеты и персонажи в произведениях изобразительного искусства, Пеллегрино Ф., Полетти Ф., 2007
- История искусства зарубежных стран, Средние века, Возрождение, Нессельштраус Ц.Г., 1982
- История искусства зарубежных стран, Первобытное общество, Древний Восток, Античность, Чубова А.П., 1981
- История европейского искусствознания, От Античности до конца XVIII века, Виппер Б.Р., Ливанова Т.Н., 1963
- История итальянского искусства в эпоху Возрождения, том 1, Дворжак М., 1978
- Искусство Восточного Средиземноморья I-IV века, Чубова А.П., 1985
- Русское искусство первой половины XIX века, Ракова М.М., 1975
- Искусство Чехии и Моравии, Поп И.И., 1978