Музеи мира, Третьяковская галерея, Том 1, 2011.
Датой создания Третьяковской галереи традиционно считается 1856, когда московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) приобрел первые работы современных русских художников. Его изначальной целью было создание художественной галереи, которая впоследствии могла бы преобразоваться в музей русского национального искусства. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие, - писал Третьяков в 1860, добавляя при этом, - я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников».
АНДРЕЙ РУБЛЕВ.
(1360-1370(?) -1430)
Троица
1425-1427. Дерево, темпера. 141,5x114
Первое дошедшее до нас летописное свидетельство об А. Рублеве содержится в Троицкой летописи, согласно которой мастер расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. Кисти Рублева исследователи также приписывают миниатюры Евангелия Хитрово, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400) и иконы так называемого «Звенигородского чина» (начало XV века) -«Спас», «Архангел Михаил» «Апостол Павел».
Имя Рублева стало символом древнерусской культуры. Икона «Троица» - самое совершенное его творение. Она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его преемника игумена Никона. В основе иконографии -библейский рассказ (Бытие 18: 1 -16) о явлении праведному Аврааму Господа в образе трех ангелов. Авраам с женою Сарой угощали ангелов под дубом Мамврийским, и Аврааму дано было понять о скором рождении сына Исаака. Однако в рублевской иконе повествовательная часть опущена, внимание мастера сосредоточено на трех ангелах, силуэты которых образуют круг, их безмолвном общении. В контурах нимбов, изгибах крыльев, наклоне тонкого деревца на фоне в центре, в очертании горки справа постоянно повторяются плавные смягченные линии, образуя гармонию и единство. Взоры ангелов устремлены на престол, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца - Христа. С момента своего создания «Троица» Андрея Рублева воспринималась не только как зримая идея о троичности Божества и возвышенный образ предвечного совета и предопределенности жертвы Христа, икона стала символом духовного единства на Руси.
Содержание
Предисловие
Древнерусское искусство XII-XVII веков
Искусство XVIII века
Искусство первой половины XIX века
Искусство второй половины XIX века
Искусство XX века.
Купить .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- История искусств, Западноевропейское искусство, Ильина Т.В., 2000
- Музей Каподимонте, Великие музеи мира, №54, 2012
- Государственный музей искусств, Великие музеи мира, №55, 2012
- Галерея Дориа-Памфили, Великие музеи мира, №42, 2012
- Мост через бездну, книга 5, Волкова П.Д., 2015
- Мост через бездну, книга 4, Волкова П.Д., 2014
- Мост через бездну, книга 3, Волкова П.Д., 2015
- Мост через бездну, книга 2, Волкова П.Д., 2015