Великие музеи мира, Британский музей, № 15, 2011.
В 2008 Британский музей вдруг оказался в центре скандала. В рамках выставки «Статуефилия» было экспонировано 50-килограммовое скульптурное изображение супермодели Кейт Моссиз чистого золота. Одни сочли позу йоги «Современной Афродиты» (так назвал статую автор - английский скульптор Марк Куинн) слишком вызывающей. Других возмутило то, что золотая манекенщица была выставлена рядом с античными изваяниями. Третьи углядели особый цинизм в том, что она оказалась самой большой золотой статуей со времен Древнего Египта. В общем, сплошное кощунство.
Розеттский камень.
Древний Египет. 196 до н. э.
Базальт (?). 112,3x75,7x28,4
На знаменитом розеттском камне имеются надписи на трех языках, содержание текста - постановление Птолемея V Эпифана, освобождавшее египетских жрецов от уплаты одного из налогов и устанавливавшее культ царя в мемфисском храме. Повторение декрета на языке царей эллинистического Египта (греческом), народном разговорном (демотическом) и иероглифическом (языке жрецов) было необходимо, ибо указ касался всех. Верхняя часть плиты не сохранилась, также пропало несколько иероглифических строк.
Надписи, начертанные на плите предположительно из темного базальта, были обнаружены в 1799 инженером Пьер-Франсуа Бушаром, который во время египетской кампании Наполеона Бонапарта копал шанцы у города Розетта. После разгрома французского экспедиционного корпуса на Ниле и сдачи Александрии розеттский камень, согласно XVI статье александрийского договора, отошел к Англии и попал вместо Лувра в Британский музей.
С расшифровки этих надписей и начинается египтология. Сличение одного и того же текста, написанного на разных языках, позволило специалистам понять нечитаемые до этого древнеегипетские иероглифы. Найти ключ к письменам удалось лишь через 20 лет после обнаружения розеттского камня сразу двум ученым - англичанину Томасу Юнгу (1819) и, независимо от него, французу Жан-Франсуа Шампольону (1822), который сумел установить произношение каждого иероглифа в картуше (продолговатом контуре с горизонтальной линией внизу, указывающем, что написанный в нем текст является царским именем) «Птолемей» и прочесть его на всех трех языках. Затем, опираясь на знание коптского и греческого языков, он расшифровал остальные неизвестные знаки надписи.
Содержание
Предисловие 3
Искусство Древнего Востока 7
Искусство Древней Греции и Древнего Рима 35
Искусство Западной Европы 51
Собрание графики и гравюр 63
Искусство Азии, Америки и Африки 77.
Купить книгу Великие музеи мира, Британский музей, № 15, 2011 .
Купить книгу Великие музеи мира, Британский музей, № 15, 2011 .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: Британский музей
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Великие художники, Рублев, Альбом 43, 2010
- Великие художники, Ге, Альбом 35, 2010
- Великие художники, Васнецов, Альбом 30, 2010
- Великие художники, Левитан, Альбом 15, 2009
- Великие музеи мира, Национальная галерея искусства, Вашингтон, № 19, 2012
- ГМИИ имени Пушкина, Великие музеи мира, №16, 2011
- Галерея Академии, Венеция, Великие музеи мира, №14, 2011
- Великие художники, Жан-Франсуа Милле и Барбизонская школа, часть 15, 2003