Учебное пособие посвящено проблемам аналитического рассмотрения отдельных литературных произведений в их внутренней целостности. В книге раскрываются теоретические вопросы, необходимые для анализа художественных текстов, а также демонстрируется технология семиоэстетического анализа, ориентированного на полноту научного описания объекта.
Для студентов филологических факультетов высших учебных заведений. Может быть рекомендовано аспирантам, преподавателям.
НАУЧНОСТЬ ПЕРЕД ЛИЦОМ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ.
Литературовед, анализирующий текст художественного произведения, неизбежно оказывается в парадоксальной ситуации: наука перед лицом искусства. Одна духовная деятельность со всей глубиной своей специфики является предметом другой духовной деятельности, глубоко отличной по своей специфике от первой. Эпистемологическая проблема научного изучения эстетической реальности как реальности совершенно особого рода раньше многих других была осознана А. П. Скафтымовым: «В связи с квалификацией материала истории литературы как эстетической реальности проблема опознания фактов изучения встала перед исследователем с иными требованиями. Теперь литературный факт, даже при наличности его непосредственного восприятия, предстоит как нечто искомое и для научного сознания весьма далекое и трудное».
Обозначенная ситуация изначально внутренне конфликтна. Если важнейшим критерием научности познавательных актов сознания является воспроизводимость (верифицируемость) их результатов, то подлинно творческий акт эстетической деятельности характеризуется именно невоспроизводимостью (уникальностью), что и представляет собой один из ключевых критериев художественности. Отсюда вновь и вновь возникающие сомнения в правомочности и небесплодности научного подхода к художественному творению.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие.
Глава 1. Научность перед лицом художественности.
Глава 2. Семиоэстетическая природа художественности.
Глава 3. Технология семиоэстетического анализа («Фаталист» М. Ю. Лермонтова).
Фабула.
Сюжетосложение.
Композиция.
Фокализация.
Глоссализация.
Мифотектоника.
Ритмотектоника.
Структура текста и архитектоника эстетического объекта.
Глава 4. Анализ поэтического текста («Соловьиный сад» А. А. Блока)
Композиция.
Сюжет.
Ритмотектоника.
Глоссализация.
Фокализация.
Мифотектоника.
Глава 5. Анализ фрагмента.
«Мертвые души» Н. В. Гоголя (глава третья).
«Обломов» И. А. Гончарова (глава первая).
«Анна Каренина» Л. Н. Толстого (ч. 1, гл. XXIX—XXX).
Реконструктивный анализ незавершенного наброска («В 179* году возвращался я.» А. С. Пушкина).
Глава 6. Анализ цикла.
«Заблудился я в небе — что делать?.» О. Э. Мандельштама.
«Опыт драматических изучений» А. С. Пушкина.
«Маленькая трилогия» А. П. Чехова.
Глава 7. Анализ сложносоставного целого («Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.»).
Глава 8. Интертекстовый анализ.
Сибирский интертекст русской литературы.
Фрагменты Петербургского интертекста.
Глава 9. Дискурсный анализ.
Сопоставительный анализ двух Silentium’oв.
«Скучная история» А. П. Чехова.
Глава 10. Нарратологический анализ.
«Архиерей» А. П. Чехова.
Заключение.
Рекомендуемая литература.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Анализ художественного текста, Тюпа В.И., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по литературе :: литература :: Тюпа :: филология :: художественный текст
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Предыдущие статьи:
- Edebiýat, 10 синф, Mugallymlar üçin metodik gollanma, Razakowa K.B., 2022
- Методикаи таълими адабиёт, 10 синф, Методикаи таълим барои омӯзгорон, Эшонқулов Ҷ.Ш., 2022
- Әдебиеті, 10 сынып, Мұғалімдер үшін әдістемелік нұсқаулық, Бектаев A., Ахмедов T., 2022
- Ádebiyat, 10 klas, Muǵallimler ushın metodikalıq qollanba, Orazımbetov Q., 2022