Энциклопедия тибетских символов и орнаментов, Бир P., 2014.
В «Энциклопедии тибетских символов и орнаментов» охвачен весь спектр символики и атрибутики тибетского буддизма. Материал, использованный автором при написании этой работы, имеет высочайшую культурологическую ценность, представляя собой оригинальные изображения, обнаруженные и систематизированные им в ходе многолетнего исследования искусства Тибета.
Книга станет увлекательным путешествием по различным уровням и категориям глубочайшего символизма тибетского буддизма. Издание содержит более 200 детализированных авторских иллюстраций в оригинальном размере, выполненных традиционными тонкими кистями и тушью и тематически сгруппированных.
СКАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Изображение скал и других элементов пейзажа в тибетской живописи несёт на себе отчётливый отпечаток влияния китайского искусства. В XV веке художник из Восточного Тибета по имени Менла Дондруб разработал стиль живописи, известный как менри, который в отличие от предыдущих декоративных стилей Непала, Кашмира, Центрального и Западного Тибета тяготел к более реалистичной трактовке пейзажа. В дальнейшем на протяжении XVI века в Восточном Тибете развились три стиля, известных как менсар, или новый менри, кхьенри и карма гадри. Каждый из них включил в себя элементы китайской живописи стиля Минг с его просторным и естественным изображением элементов пейзажа. В конце XVII века культурные связи с Китаем усилили параллель между восточнотибетскими и китайскими художественными стилями.
Благодаря этим влияниям композиция пейзажа превратилась из декоративного спокойствия в динамическое средство поэтического выражения посредством линий и форм. Наиболее убедительное представление этого динамизма — в изображении скал, камней, обрывов и утёсов. Предпочтительные цвета для работы со скалами — синий и зелёный. Синий лазурит и малахитовый зелёный — это два минеральных пигмента, добываемых из натуральных скальных отложений, поэтому они естественно подходят для оттенения скал. В процессе измельчения каждый из этих минеральных пигментов проходит через три цветовые градации — светлый, средний и тёмный оттенки. Обычно скалы оттеняются тёмно-синими тонами по краям, переходящими к светло-синим или зелёным в середине.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ.
БЛАГОДАРНОСТИ.
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО «ТИБЕТСКОГО ДОМА В МОСКВЕ».
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Элементы пейзажа.
СКАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
ВИДИМОСТИ (СИМУЛЯКР) В ПЕЙЗАЖЕ.
ВОДА.
ОГОНЬ (ПЛАМЯ).
ВОЗДУХ (ОБЛАКА).
НЕБО.
РАДУГИ.
АУРЫ.
Глава 2. Цветы и деревья.
ЛОТОС.
ЛОТОСОВЫЕ СИДЕНЬЯ И ТРОНЫ.
ЦВЕТЫ, БУТОНЫ И ЛИСТЬЯ.
ДЕРЕВЬЯ, ЛИСТЬЯ И ПЛОДЫ.
Глава 3. Животные.
ЖИВОТНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И РЕАЛЬНЫЕ.
ВЕТЕР-КОНЬ И ЧЕТЫРЕ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ — ОХРАНИТЕЛИ ЧЕТЫРЁХ НАПРАВЛЕНИЙ.
Лошадь.
Ветер-конь.
Сверхъестественные животные четырёх направлений.
ДРАКОН.
ГАРУДА.
МАКАРА.
ЛИК ВЕЛИЧИЯ.
НАГА.
Наги и цивилизация долины Инда.
ТРИ ПОБЕДОНОСНЫХ СОЗДАНИЯ ГАРМОНИИ.
ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.
Головы животных.
ТИГР, ЛЕОПАРД, СНЕЖНЫЙ ЛЕВ И ЛОШАДЬ.
СЛОН.
ОЛЕНЬ.
ПТИЦЫ.
ШЕСТЬ УКРАШЕНИЙ ТРОНА ПРОСВЕТЛЕНИЯ.
ЖИВОТНЫЕ-ТРОНЫ ПЯТИ БУДД.
ПЯТЬ БУДДА-СЕМЕЙСТВ — ЦВЕТА, ИСТОЧНИКИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ.
Глава 4. Сюжетно-тематические иллюстрации.
ЧЕТЫРЕ ДРУГА, ИЛИ ГАРМОНИЧНЫХ БРАТА.
ШЕСТЬ СИМВОЛОВ ДОЛГОЛЕТИЯ.
СХЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕДИТАЦИИ ШАМАТХА, ПРАКТИКИ «УМИРОТВОРЁННОГО ПРЕБЫВАНИЯ».
Глава 5. Космология.
ГОРА МЕРУ.
ВЕДИЧЕСКАЯ ЛЕГЕНДА О ПАХТАНЬЕ ОКЕАНА.
ПОДНОШЕНИЕ МАНДАЛЫ.
ТИБЕТСКАЯ АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГРАММА.
Легенда о диаграмме золотой черепахи.
ДЕСЯТЬ ВСЕМОГУЩИХ СОМКНУТЫХ СЛОГОВ.
СТУПА.
Символизм ступы.
Пропорции ступы.
Восемь великих ступ.
СИСТЕМЫ КАНАЛОВ И ЧАКР.
Индуистская система чакр Кундалини-йоги.
Буддийская система каналов и чакр.
Сексуальность, зачатие и рождение.
Процесс умирания.
Стадии зарождения и завершения Высшей йога-тантры.
Система каналов-колёс Калачакра-тантры.
Нумерологический символизм каналов и чакр.
Глава 6. Мудры.
Глава 7. Чакравартин и семь его драгоценных владений.
СЕМЬ ВЛАДЕНИЙ ЧАКРАВАРТИНА.
Драгоценное колесо.
Драгоценное сокровище.
Драгоценная царица.
Драгоценный министр.
Драгоценный слон.
Драгоценный конь.
Драгоценный генерал.
СЕМЬ ВТОРИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ ВЛАДЕНИЯ ЧАКРАВАРТИНА.
Меч.
Кожа нага.
Драгоценный дом.
Одеяние.
Царские сады.
Трон.
Сапоги.
Глава 8. Благоприятные символы.
ВОСЕМЬ БЛАГОПРИЯТНЫХ СИМВОЛОВ.
Лотос.
Бесконечный узел.
Золотые рыбы.
Зонт.
Знамя победы.
Сосуд сокровищ.
Белая раковина.
Колесо.
ВОСЕМЬ БЛАГОПРИЯТНЫХ СУБСТАНЦИЙ.
Зеркало.
Лекарство.
Йогурт, или свернувшееся молоко.
Трава дурва.
Фрукт билва.
Раковина, закручивающаяся вправо.
Порошок вермильона.
Горчичное семя.
ПЯТЬ ПОДНОШЕНИЙ ЧУВСТВЕННЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ.
Зеркало.
Музыкальные инструменты.
Подношения духо в и благовоний.
Подношения фруктов и пищи.
Шёлковая ткань.
Глава 9. Различные мирные подношения, драгоценности и ритуальные принадлежности.
ТРИ ДРАГОЦЕННОСТИ.
СЕМЬ ПОДНОШЕНИЙ ЧАШ С ВОДОЙ.
ДРАГОЦЕННОСТИ.
КАМНИ, ИЛИ БУСИНЫ ЗИ.
ЧЁТКИ.
Бусины рудракши.
РАСТИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В РУКАХ БОЖЕСТВ.
РАЗЛИЧНЫЕ РИТУАЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПОСВЯЩЁННОГО МОНАХА.
МОНАСТЫРСКИЕ, РИТУАЛЬНЫЕ И ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
Глава 10. Колесо остроконечного оружия.
ВАДЖРА.
Иконография и символизм пятиконечной ваджры.
ПЕРЕКРЕЩЕННАЯ ВАДЖРА.
КОЛОКОЛЬЧИК.
ИКОНОГРАФИЯ И СИМВОЛИЗМ КОЛОКОЛЬЧИКА.
РИТУАЛЬНЫЙ КИНЖАЛ.
Иконография и символизм пурбы.
ИНДУИСТСКИЕ КАПАЛИКИ, ПАДМАСАМБХАВА И БУДДИЙСКИЕ МАХАСИДДХИ.
ВОСЕМЬ ВЕЛИКИХ КЛАДБИЩЕНСКИХ ЗЕМЕЛЬ.
ИНДУИСТСКИЙ ОБРЯД КРЕМАЦИИ.
ТАНТРИЧЕСКИЙ ПОСОХ.
Иконография кхатванги.
Кхатванга: внешний символизм.
Кхатванга: внутренний символизм.
Кхатванга: тайный символизм.
РУЧНОЙ БАРАБАН.
ТРУБА ИЗ БЕДРЕННОЙ КОСТИ.
ИЗОГНУТЫЙ НОЖ, ИЛИ РЕЗАК.
ЧЕРЕП ИЛИ ЧАША ИЗ ЧЕРЕПА.
ОРУЖИЕ И РИТУАЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ БОЖЕСТВ.
ЛУК И СТРЕЛЫ.
ЛУК.
СТРЕЛА.
Цветочные символы лука и стрел, крюка и аркана.
МЕЧ.
Скорпион и меч с эфесом в виде скорпиона.
КОПЬЁ-ТРЕЗУБЕЦ, КАДУЦЕЙ, ДРОТИК И ДРУГОЕ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ.
ПИКА, КОПЬЁ, ДРОТИК, ГАРПУН И ОСТРОГА.
ТРЕЗУБЕЦ.
БУЛАВА.
АРКАН ИЛИ ЛАССО.
ЖЕЛЕЗНАЯ ЦЕПЬ.
ЩИТ.
ДИСК.
ТОПОР.
СЛОНОВЬЕ СТРЕКАЛО, ИЛИ ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЮК.
РАЗНООБРАЗНЫЕ РИТУАЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ОРУЖИЕ.
Глава 11. Гневные подношения, торма и очаги ритуальных костров.
ЧАСТИ РАСЧЛЕНЁННЫХ ТЕЛ И ДРУГИЕ ГНЕВНЫЕ СИМВОЛЫ.
ФРИЗЫ ИЗ СОДРАННОЙ КОЖИ НА СОБРАНИЯХ ГНЕВНЫХ ПОДНОШЕНИЙ.
ВОСЕМЬ ОБЛАЧЕНИЙ КЛАДБИЩЕНСКИХ ЗЕМЕЛЬ.
ШЕСТЬ КОСТЯНЫХ УКРАШЕНИЙ И КОРОНА С ПЯТЬЮ ЧЕРЕПАМИ.
ПОДНОШЕНИЯ РИТУАЛЬНЫХ ФИГУР ТОРМА И КРЕСТОВ ИЗ НИТЕЙ.
ГНЕВНЫЕ ПОДНОШЕНИЯ ПЯТИ ЧУВСТВ.
ВНУТРЕННЕЕ ПОДНОШЕНИЕ.
Визуализация порождения внутреннего подношения согласно Чакрасамвара-тантре.
Символизм внутреннего подношения.
Возможные источники возникновения субстанций внутреннего подношения.
СОБРАНИЕ ОРУЖИЯ И ГНЕВНЫХ ПОДНОШЕНИЙ.
РИТУАЛЬНОЕ ПОДНОШЕНИЕ ОГНЯ.
Глава 12. Геометрические обрамления, диаграммы, узоры и орнаменты.
СВАСТИКА.
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ.
Купить .
Теги: энциклопедия по искусствоведению :: искусствоведение :: искусство :: Бир :: тибетские символы :: буддизм
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Настольная книга преподавателя иностранного языка, справочное пособие, Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И., 2004
- Машиностроение, Энциклопедия, Двигатели внутреннего сгорания, том 4-14, Фролов К.В., Грехов Л.В., Иващенко Н.А., 2013
- Восстановление деталей машин, справочник, Пантелеенко Ф.И., Лялякин В.П., 2003
- Демографическая энциклопедия, Ткаченко А.А., Аношкин А.В., Денисенко М.Б., 2017
- Металлы и сплавы, анализ и исследование, Физико-аналитические методы исследования металлов и сплавов, Неметаллические включения, справочник, Барахтин Б.К., Немец А.М., 2006
- Структура и свойства металлов и сплавов, справочник, Барабаш О.М., Коваль Ю.Н., 1986
- Мифы народов мира, Энциклопедия, Токарев С.А., 1980
- Школьная программа в таблицах и формулах, Большой универсальный справочник, 1998